Греческий ученый создал первый компактный нейтронный детектор

Меркуриос Канадзидис

Исследователи из США во главе с греческим химиком Меркуриосом Канадзидисом родом из города Салоники разработали новый материал, который проложил путь для первых портативных детекторов нейтронов.

Детекторы тепловых нейтронов имеют жизненно важное значение для безопасности стран, поскольку они, среди прочего, считывают нелегальные ядерные материалы, а также имеют другие различные применения (в обнаружении излучения, в астрономии, в области физики плазмы, в материаловедении, кристаллографии и т. д.).

До сих пор, начиная с 1950-х годов, существовало две категории такого вида устройств, которые работали либо на гелии, либо на солнечном свете. Но оба они были очень громоздкими, иногда величиной в стену. Материал, найденный греческим исследователем, сочетает в себе особый изотоп лития-6 с другими материалами: индий, фосфор, селен.

Исследователи из Северо-западного университета (Northwestern University) в Эванстоне (штат Иллинойс) и Аргоннской национальной лаборатории США во главе с профессором химии Меркуриосом Канадзидисом создали третий тип детектора - полупроводник, поглощающий нейтроны и генерирующий легко измеряемые электрические сигналы. Соответствующая статья опубликована в «Nature» - одном из самых старых и авторитетных общенаучных журналов, который издается с 1869 года и посвящен широкому кругу вопросов, в основном, естественно-научной тематики.

Новый компактный детектор (2D semiconductor 6LiInP2Se6) стабилен и высокоэффективен. Он может быть интегрирован в мобильные устройства и легко использоваться оперативными инспекторами в различных местах.