Древнее захоронение воина на Пилосе на протяжении 35 веков скрывало уникальный шедевр

Древнее захоронение воина на Пилосе на протяжении 35 веков скрывало уникальный шедевр

Нетронутая гробница воина, датируемая 1500 г. до н.э., и обнаруженная в районе Пилоса (Пелопоннес) два года назад, стала одним из самых больших и неожиданных археологических открытий 2015 года. Вместе с останками молодого воина богато украшенная могила содержала оружие, драгоценности и более 1000 других предметов исключительного мастерства.

В первую очередь археологи уделили внимание золотым украшениям, не подозревая, что на непримечательном кусочке камня размером всего в 3,6 см, который первоначально приняли за бусину, скрывалось одно из лучших греческих доисторических произведений искусства.

Позже, уже в ходе реставрации артефакта выяснилось, что речь идёт о печати, полудрагоценном камне (агат) с гравировкой. Постепенно раскрывая загадку камня, поражённые археологи обнаружили удивительно точную сцену сражения, нанесённую с тончайшими деталями. На камне изображён полуобнажённый длинноволосый воин без щита, убивающий противника, ещё один поверженный враг лежит у его ног.

По предположениям учёных, сцена битвы может относиться к некоторым боевым сценам, описанным в «Илиаде».

 «Детали потрясают, особенно, если учитывать размер камня», - говорит Джон Беннетт, директор Британской археологической школы в Афинах. Ему вторит эксперт из нью-йоркского Метрополитен-музея Малкольм Винер, по словам которого, «изображённая сценка является одним из шедевров эгейского искусства», которую «можно сравнить с рисунками Микеланджело», и «найденный камень с печатью представляет собой наиболее исключительный образец искусства бронзового века».

Учёным предстояло дать ответы на некоторые вопросы: в каких условиях и как камень был выгравирован, и повлияла ли военная сцена, напоминающая сюжет из «Илиады», написанной на несколько веков позже, на устные традиции, которые «породили» гомерический эпос.

На первый вопрос даёт ответ дата захоронения - примерно 1450 г. до н.э. Это время, когда минойская цивилизация перемещалась из Крита в материковую Грецию, за сто лет до того, как Пилос, Микены и другие крупные центры обрели ощутимое могущество. Создание такого тонкого произведения искусства было невозможным для данного периода в материковой Греции - но это было возможно на Крите, откуда оно, вероятно, было перевезено. Скорее всего, это копия более крупной работы, возможно, фрески, и, возможно, сделанная с помощью увеличительного стекла, хотя ни на Крите, ни в материковой Греции подобного оборудования обнаружено не было. Тем не менее, очень сложно представить, как мастер мог создать столь детальную гравировку «невооружённым» глазом.

Уже в этом месяце археологи Шарон Стокер и Джек Дейвис, работающие на раскопках, представят свои находки на страницах американского журнала Hesperia. По словам Ш.Стокер, «эта печать должна упоминаться во всех новейших публикациях по истории искусства, и изменит наше восприятие доисторического искусства».