Эль Греко

Фреска Эль Греко

Несмотря на то, что большую часть своей жизни Эль Греко творил в Испании, его живопись всегда стояла особняком от прочих испанских мастеров, он не имел последователей при жизни, и по-настоящему его работы были оценены примерно через 300 лет после его смерти. Настоящее его имя - Доми́никос Теотоко́пулос, а родиной его был остров Крит. «Эль Греко» - означает по-испански просто «Грек».

Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.

О его происхождении и семье ничего не известно, известно лишь точное место рождения - деревня Фоделе близ города Кандии на Крите. Очевидно, что в юношестве его обучали иконописи, причем характерный византийский стиль, особенно лица, словно сошедшие с фресок православных храмов, прослеживается в большинстве произведений мастера.

Одна из самых известных работ Эль Греко - «Погребение графа Оргаса»

Становление художника началось в Венеции, где Доминикос поступил в мастерскую Тициана. Там он быстро делает свои первые успехи, помогая старому Тициану писать «Мученичества Сятого Лаврентия», а также создавая свои первые серьезные работы - «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление святого». После того, как молодой ученик взял у своего учителя все что мог, его уже ничего не держало в Венеции и он направился в Парму, а чуть позже - в Рим.

В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег, и без того ревниво относящихся к чужакам.

Эль ГрекоВ 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю, и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена - художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Именно там он написал свое самое известное полотно - «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов - его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу.

Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики - они приобрели важное значение в его поздних работах. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.

Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя.

Портрет Кардинала Гевара

Эль Греко постигла участь многих художников - старость в бедности. Все, что осталось к его закату от былой роскоши - это огромная библиотека и коллекция гравюр. Эти сокровища перешли по наследству его сыну Хорхэ Мануэлю. У него было всего несколько учеников, которые просто старательно копировали манеру мастера и, постепенно пришли к маньеризму. Так уж получилось, что его искусство, поддерживаемое силой его личности, после его смерти было предано забвению. Его сын, пошедший поначалу по стопам отца, оставил живопись ради архитектуры. Немного позже лишь Веласкес, оценив пронзительность портретов Эль Греко, смог использовать его находки в портрете папы Иннокентия Х. 


Заново Эль Греко смогли оценить лишь в конце 19-го века. А в 20-ом веке уникальный и новаторский стиль гениального греческого художника занял достойное место среди величайших творцов.

А также почитайте:

10 древнегреческих писателей, которых нужно знать 10 древнегреческих писателей, которых нужно знать

Древние греки ощутимо повлияли на западное общество. Именно греками были открыты бесчисленные науки и литературные жанры

15 наиболее влиятельных древних греков 15 наиболее влиятельных древних греков

Древняя Греция оказала огромное воздействие на формирование культуры Запада. Первые литературные произведения западной литературы

Греческий орнамент Греческий орнамент

Греческий орнамент или меандр знаком каждому из нас с самого детства. Этот узор вышивают на одежде, гравируют на посуде

Греческий стиль Греческий стиль

Богатая история Древней Греции, значительное культурное наследие и яркие стандарты красоты до сих пор находят свое отражение в архитектуре


Туры в Грецию
Греция Вечная Классика - Министерство туризма Греции
GREKOMANIA официальный
информационный
партнер министерства
туризма Греции
Путеводитель по Афинам Путеводитель по Салоникам Путеводитель по Родосу Путеводитель по Патрам