Лётчик - испытатель капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи

Лётчик - испытатель капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи15 мая 1942 года прошло испытание первого советского ракетного самолёта с жидкостным ракетным двигателем - предвестника эры реактивных самолётов, предсказанной ещё Константином Эдуардовичем Циолковским, который был создан Александром Яковлевичем  Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым в конструкторском бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова. Маленький истребитель-перехватчик БИ и его первый пилот греческого происхождения Григорий Яковлевич Бахчиванджи - всеобщий любимец Жора Бахчи - навсегда остались в истории советской ракетной техники.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился в 1909 году на Кубани, в станице Брыньковской Краснодарского края. Позже семья переехала в город Жданов (сегодняшний Мариуполь).

Трудовую деятельность он начал в 1925 году с литейной мастерской. Работал и помощником машиниста на станции Ахтари, затем - слесарем на строительстве металлургического завода имени Владимира Ильича. После того, как в1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии, комсомолец Бахчиванджи попросился в авиацию.

В 1931 году он окончил школу младших командиров и вслед за ней школу техников по авиавооружению; в 1932 году вступил в ряды КПСС. Вскоре Бахчиванджи получил диплом авиатехника, подав рапорт в Оренбургскую лётную школу с просьбой о зачислении. В 1935 году, по окончании лётной школы, он прибыл в полк, где показал  великолепную технику пилотирования и глубокие знания самолета. Можно сказать, прямо со «школьной скамьи» его направили в Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил - НИИ  ВВС (сейчас это Государственный летно-испытательный центр - ГЛИЦ), доверив ему испытание новых машин. Характеристика, присланная на Бахчиванджи, рекомендовала его как принципиального и решительного командира. Кроме того, в ней говорилось, что он отлично летает, обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям, что и подтвердилось на деле: заключения Григория Бахчиванджи о самолётах и моторах были всегда высококвалифицированными.

Не случайно ему в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия - реактивных установок на самолёте, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японскими захватчиками на Халхин-Голе.

За серию испытаний и их высокое качество Григорий Яковлевич был награждён орденом Ленина.

В первый же день Великой Отечественной войны Г.Я. Бахчиванджи добровольно ушел на фронт, самоотверженно сражаясь в составе  истребительного авиационного корпуса особого  назначения, который, в основном, был сформирован по приказу командования из лётчиков-испытателей. С 1 июля по 10 августа 1941 года он совершил около 70 боевых вылетов (при обороне Москвы сбил 6 фашистских «стервятников»), дослужившись до командира эскадрильи.

К тому времени для нужд фронта был налажен серийный выпуск новых самолётов. Бахчиванджи отозвали на испытательную работу на Урал, куда был эвакуирован и НИИ ВВС. Здесь ему поручили провести испытание первого советского реактивного самолёта. Именно полёты на первом реактивном самолёте ознаменовали рождение советской реактивной авиации, став, по существу, первым шагом на пути в космос. Ведь не случайно именем Бахчиванджи назван один из кратеров на невидимой стороне Луны, которую впервые смогли сфотографировать с помощью советских космических станций.

В трагический день 27 марта 1943 года, который ровно через 25 лет унесет из жизни Юрия Гагарина и Владимира Серегина, лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи геройски погиб во время седьмого испытательного полёта на БИ: достигнув рекордной скорости для ракетоплана - 800 км/час - самолёт  неожиданно перешёл в пике и врезался в землю.

Известный советский журналист, публицист и писатель Анатолий Аграновский, основываясь на воспоминаниях очевидцев этого исторического полёта, напишет: «Он летел, и для очевидцев это было немножечко чудом. Впоследствии поймут они, что и факел огня, и чёрный шлейф дыма, столь поразившие их воображение, свидетельствовали лишь о младенческом возрасте новой техники: надо было просто добиться полного сгорания. Впоследствии поймут они, что ракетный самолёт очень ещё был несовершенен. Что робкими и неверными были первые шаги героя. Но они были первыми...».

После этого на аэродроме появился БИ-2, а лётчики-испытатели К. А. Груздев и Б. Н. Кудрин некоторое время ещё продолжали испытания ракетного перехватчика, но раскрыть тайну гибели Бахчиванджи тогда так не удалось. Лишь через несколько лет при испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, с которым тогда не умели бороться. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса, лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с реактивными двигателями», лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Туры в Грецию
Греция Вечная Классика - Министерство туризма Греции
GREKOMANIA официальный
информационный
партнер министерства
туризма Греции
Путеводитель по Афинам Путеводитель по Салоникам Путеводитель по Родосу Путеводитель по Патрам