Дневник одной поездки в Грецию. День третий

Наш сын не давал нам скучать: он решил познакомить нас с Грецией по полной программе. На третий день в программе было знакомство с культурной жизнью Греции.

Годовой репертуар культурной программы Эллады может угодить любому вкусу. Вы найдёте здесь всё, что вашей душе угодно. Это и музыка, и танцы, и театральные постановки, и выставки, и конкурсы, и фестивали, и конференции, и многое, многое другое.

Мы не преувеличили, сказав, что репертуар может угодить любому вкусу – тенденции и направления перечисленного включают диапазон от древних произведений (например, 5 века до новой эры) до ультрасовременных молодёжных направлений и авангарда. Также разнообразны стилевые и национально-культурные направления. Это и аргентинское танго, и европейская классическая музыка, и всемирно известные балетные школы, и русский симфонический оркестр. Ежегодно в Афинах и других городах Греции проходят международные конкурсы. Более того, вы можете стать не только потребителем прекрасного, но и его созидателем, если посетите какой-либо семинар или мастер-класс. В любом случае, вы найдёте то, что нужно именно вам.

Греки всегда славились своими талантами в искусствах. Но что они сделали в искусстве первыми – так это создали театр. Этот храм Мельпомены мы и решили посетить, чтобы составить представление, что же изменилось со времен древности.

В древней Греции театр изобиловал масками, отображающими характер и эмоциональное состояние героев. От названия масок (личин) в дальнейшем образовалось психологическое понятие – личность. Тогда же были придуманы три основных жанра театральных пьес – трагедия, комедия и драма.

В современном театре актёрам нет нужды носить маски – они превосходно играют лицами. Театр Эллады, несомненно, претерпел большие изменения, но в его репертуар по-прежнему входят произведения авторов древности (Аристофана, Софокла и др.).

Поскольку сын свободно владеет греческим, я - немецким, а мой муж говорит на нескольких языках, мы решили пойти вместе. Спектакль, который мы выбрали, был восстановленной постановкой «Электры» Софокла.

Мы уже оделись и предвкушали уютный вечер в театральной ложе, когда сын преподнёс сюрприз, попросив нас взять шубы. Мы рассмеялись, думая, что он шутит. Но он не шутил. Каменный храм Мельпомены требовал от людей своей жертвы: здание театра было тем самым, что существовало со времен создания театра. И без того холодный камень впитал в себя беспристрастность веков. И чтобы усладить душу, требовалось защитить тело. Каменный театр, пожалуй, единственное место, куда греки надевают шубу. Вот где дословно работает поговорка – «Искусство требует жертв».

Несмотря ни на какие жертвы, спектакль нам понравился. Актеры много играли лицами, гротескно двигались – и вообще всеми силами старались показать игру. Как сказали бы у нас – переигрываете, сударь! Но у древних греков в этом и заключалось мастерство.

По дороге домой сын рассказал, что не только талантливые греки интересуются мировым искусством, но и талантливые люди других стран всегда интересовались судьбой Греции. Так, в 1821 году, когда в Греции началась война за независимость, в поддержку греческого народа выступили многие передовые люди Европы, в том числе Франсуа Шатобриан, Альфонс Ламартин, Виктор Гюго, Александр Пушкин. За свободу Греции сражался английский поэт лорд Байрон, умерший в 1824 году в военном лагере. По желанию Байрона его сердце было похоронено в греческом городе Месолонгион.