Безмолвие вечности на острове Эвиа

Остров Эвбеа. Греция

Какие тайны скрывает безмолвие античности на греческом острове Эвбея?

У восточного побережья Греции распластался на площади 4167 квадратных километров, протянувшись вдоль полуострова Аттика, словно призрачная тень дракона, второй по величине после Крита гористый и лесистый чудо-остров Эвбея (Эвиа) с оливковыми рощами, древними городами, монастырями и тайнами, укрытыми безмолвием вечности. Здесь по одной из мифических легенд на самой высокой горе Дирфис (1749 м над уровнем моря) отпраздновали свою свадьбу боги Зевс и Гера.

Столица острова Халкис (Халкида) с уникальными руинами античной цивилизации построена на месте древнего города с таким же названием и находится на расстоянии 88 км от Афин. В 22 км к юго-востоку от Халкиса расположился город Эретрия, прославленный греческой мифологией. Он отстроен на месте разрушенного в 87 году до н. э. и насчитывает много древних памятников. В античное время здесь находилась одна из лучших философских школ этики, основанная Менедемом Эретрийским.

В 1470 году остров был завоеван турками и освобожден лишь спустя 360 лет. Церковь святого Иоанна Русского в местечке Прокопи (Неопрокопион) на севере острова напоминает о былом присутствии янычар. Здесь хранятся нетленные мощи русского солдата Ивана (Иоанна), принявшего муки за православную веру. Он родился в 1690 году в Малороссии, воевал в турецкой войне 1711 года и, попав в плен, стал рабом оттоманского командира конницы из села Прокопион в Каппадокии. Солдата склоняли принять ислам, но он отказался и был подвергнут жестоким пыткам.

Спустя три года после смерти он явился во сне греческому священнику, его причащавшему, и поведал о нетленности своего тела. Христиане вскрыли светящуюся могилу Иоанна, и всё подтвердилось. Когда жители села Прокопион из Каппадокии бежали в 1924 году от притеснений турков, они взяли нетленные мощи с собой на остров Эвиа. Учёные, измерив их температуру, были поражены необъяснимым чудом – она была такой же, как у живого человека - тридцать шесть градусов.

А на юге острова сохранились в горах огромные сооружения из каменных глыб – Драконовы дома, построенные до античного времени. Скрылась без следа в чёрную дыру прошлого история их обитателей. И никто не знает, кто жил в них – драконы ли, как гласит легенда, или пришельцы космические, люди-великаны, и какие перенесли они тут превратности.

Церковь Иоанна Русского. Эвия. ГрецияВо времена первого Афинского морского союза население Эвбеи пожелало выйти из подчинения Афин, и в 446 году до н. э. на острове вспыхнуло восстание. Пятитысячное войско тогда использовал стратег Перикл и пятьдесят кораблей, чтобы подавить мятеж в эвбейских городах. В это же время Спарта направила своё войско к границам Афин, а затем неожиданно отдала ему приказ вернуться. По преданию, взятка в 10 талантов «на нужное дело» спасла от войны в то время эти государства. Было ли восстание на Эвбее связано с выступлением Спарты, осталось тайной безмолвия античности.

На этом острове с древних времён учёных удивляет странное природное явление, не разгаданное до сих пор. Растянулась Эвбея на 175 километров вдоль полуострова, то приближаясь к нему, то отдаляясь. В самом узком месте пролива Эврипос с моста, соединяющего остров с материком, можно наблюдать чудо природы: каждые шесть часов мощное течение резко меняет по непонятной причине своё направление, то с юга на север, то с севера на юг, образуя стоячую волну.

Повисла здесь над мостом с античного времени призрачная тень великого греческого философа и учёного Аристотеля Стагирийского (Стагирита), пытавшегося, по преданию, разгадать это чудо, но не одолевшего сильное течение и утонувшего. Укрыла вечность тайну его кончины в 322 году до н. э. на вилле покойной матери, родив разные версии. Только она знает, как бежал он из Афин, преследуемый ненавистью, как боялся, должно быть, за свою семью и честь философа. Только вечности известно, как связаны этой тайной два великих имени Древней Греции – оратора Демосфена и учёного Аристотеля.

По одной из распространённых версий выдающийся ученик Платона не утонул, а скончался из-за наследственной болезни пищеварительного тракта, хотя в проливе, действительно, плавал, исследуя странное природное явление. Некоторые исследователи даже диагноз болезни предположили: рак желудка, якобы, был у знаменитого учёного. После неожиданной кончины Аристотеля Стагирийского его недруги распустили слух в Афинах, что философ покончил жизнь самоубийством из страха предстать на суд Ареопага (учреждения власти из представителей родовой аристократии).

Существуют свидетельства, что он выпил яд аконит – об этом упоминает античный историк и писатель Диоген Лаэртский (Лаэртий) (1 половина III века) и даже приводит своё стихотворение:
Евримедонт, богини Део служитель и чтитель,
За нечестивую речь в суд Аристотеля звал.
Но аконита глоток избавил того гоненья:
В нем одоленье дано несправедливых обид.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городке Стагира (Стагир) в северо-восточной части Греции недалеко от Македонии в семье грека Никомаха. Его мать Фестида, возможно, была родом из Халкиды, куда он бежал от афинских преследователей в разгар анти-македонских выступлений. Никомах был придворным врачом царя Аминты, и в детстве Аристотель дружил с сыном правителя Македонии Филиппом. Отец будущего философа, как пишет историк Гермипп, был потомком Никомаха, сына Махаона и внука обожествлённого, по преданию, врача Асклепия. Подростком Аристотель остался круглым сиротой и воспитывался опекуном Проксеном из Атарнея.

В 367 году до н. э. Стагирит отправился в Афины в школу философии Платона и стал его любимым учеником («умом»), пробыв в этом учебном заведении до самой смерти своего учителя. Согласно «Хронологии» Аполлодора на 1 году 108 олимпиады он уехал в Атарней к своему другу Гермию, пробыл там три года, женился и на 4 году той же олимпиады перебрался в Митилены на острове Лесбос. На 2 году 109 олимпиады его пригласил македонский царь Филипп стать воспитателем сына Александра.

Афинский оратор Демосфен был ровесником Аристотеля. В тридцатилетнем возрасте он стал принимать активное участие в политической деятельности, выступая против македонского царя Филиппа, угрожавшего независимости Греции. Его гневные речи называли «филиппиками». Македонский царь, правивший с 359 по 336 годы до н. э., хорошо вооружил свою армию, а затем, использовав разногласия между греками, захватил афинские владения во Фракии и подготовился к вторжению в Среднюю Грецию. Афинянам Филипп предложил заключить мирный договор, однако, несмотря на его подписание, напал на их союзника область Фокиду, расположенную вблизи Дельфийского оракула.

Демосфен возглавил афинское посольство и призвал греческие государства объединиться, чтобы дать отпор македонскому царю. Летом 338 года до н. э. произошла битва при Херонее между македонской армией и войсками союза греков. В этом сражении Филипп и его сын Александр одержали победу. Демосфен организовал защиту Афин, вооружив население и укрепив городские стены, но неожиданно македонский царь согласился заключить мир, оставив афинянам флот и все находившиеся под их властью города за исключением Херсонеса Фракийского.

Эвбеа.ГрецияКто способствовал этой милости и созыву обще-греческого съезда в Коринфе, провозгласившего организацию похода на Персию, осталось тайной безмолвия античности. Однако хорошо известно, как негативно относился Аристотель Стагирийский к персам, убившим его друга, атарнейского тирана Гермия и преследовавшим его в Ассосе, где он счастливо жил три года с любимой Пифиадой, открыв свою школу философии и проводя исследования по зоологии, ботанике, биологии.

В 336 году до н. э. македонский царь Филипп был убит, и Демосфен узнал об этом первым. Он опять обратился с посольством в союзные греческие города, призывая их выступить против наследника Филиппа, «дурачка Александра». Фивы, воспользовавшись отсутствием македонского царя, занятого подавлением восстания племён на Балканском полуострове, окружили македонский гарнизон и почти весь перебили. Александр появился под стенами города неожиданно и, взяв его приступом, разрушил до основания, продав всех уцелевших жителей в рабство.

В Афинах царила паника в предчувствии осады македонян, однако и на этот раз нападение на город не последовало. Александр только потребовал от афинян выдачи Демосфена и его сторонников, однако почему-то не стал настаивать на этом, а со всей своей энергией занялся подготовкой похода против Персии. Кто остановил его тогда от расправы над Демосфеном, осталось тайной античности, но самое большое влияние на него в это время оказывал воспитатель Аристотель Стагирийский.

В Афины философ вернулся на 2 году 111 олимпиады и преподавал в Ликее тринадцать лет. Вместо себя он оставил в Македонии советником у юного царя своего племянника Каллисфена Олинфского. Александр Македонский, став правителем в двадцатилетнем возрасте после убийства царя Филиппа и подчинив себе Грецию, одно время помогал Аристотелю материально в его научных изысканиях. Когда весной 334 года до н. э. молодой полководец убедился, что греки смирились с господством Македонии, он предпринял дерзкий поход на Восток, объявив войну с Персией возмездием за разрушенные святыни эллинов.

Разгромив персидскую армию, войска Александра Македонского заняли Сирию, Финикию, Палестину и Египет. Царь основал новый город на побережье Средиземного моря, соединив остров Фарос насыпью с материком, и назвал его своим именем. Друзьям и родным он отправлял роскошные подарки из огромных богатств, захваченных у персов. Находившийся вместе с ним в походах племянник Аристотеля Каллисфен подробно описывал подвиги царя, восхищаясь его смелостью и сообразительностью.

Однако, достигнув неограниченной власти, Александр Македонский превратился в жестокого тирана, расправлявшегося даже со своими друзьями, если они ему возражали, не падали ниц перед ним или высказывали мнение, отличное от царского. После раскрытия в 328 году до н. э. заговора македонских пажей против царя он обвинил бездоказательно племянника Аристотеля в подстрекательстве, бросил в тюрьму, а затем приказал посадить в железную клетку, как пишет Диоген Лаэртий, и долго возил «обросшего и завшивевшего, а потом он был брошен льву и так погиб».

Пообещал Александр Македонский разобраться и со своим бывшим воспитателем Аристотелем после покорения Северной Африки, Италии и Испании, однако неожиданно перед самым походом заболел и спустя некоторое время скончался на 33 году жизни 13 июня 323 года до н. э., не назначив наследника. Ходили слухи, что он был отравлен, намекая на Стагирита, хотя врагов у царя, расправлявшегося даже с полководцами, недовольными его политикой, было предостаточно и среди македонян.

Известие о жестокости Александра, должно быть, возмущало Аристотеля. Он дружил с македонским полководцем Антипатром и о безнравственном поведении своего воспитанника мог узнавать от него одним из первых в Афинах. Аристотель осуждал проявления деспотизма, утверждая, что «тираническая власть не согласна с природою человека». В своём сочинении «Политика» он выразился ещё резче: «Чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто убьёт тирана»

После смерти Александра Македонского Аристотелю пришлось бежать на остров Эвбея, чтобы не повторить судьбу Сократа. Диоген Лаэртий сообщает, что его привлёк к суду за бесчестие иерофант Евримедонт (или Демофил) за гимн, который он сочинил в честь атарнейского тирана Гермия и за надпись на его статуе в Дельфах: «Сей человек, вопреки священным уставам бессмертных, был беззаконно убит лучников-персов царем. Не от копья он погиб, побежденный в открытом сраженье, а от того, кто попрал верность коварством своим».

Аристотель удалился в Халкиду и умер там на шестьдесят третьем году жизни, когда и Демосфен погиб в Калаврии. Мысли о возможности близкой смерти, вероятно, посещали Стагирита после бегства из Афин, что подтверждает написанное им завещание, где он просит позаботиться о Герпеллиде (второй жене), если та захочет выйти замуж после его кончины за достойного человека: «Если она предпочтет жить в Халкиде, то предоставить ей гостиное помещение возле сада; если в Стагире, то отцовский дом; и какой бы дом она ни выбрала…». Вполне возможно, что философ мог использовать лекарства из ядовитых растений, чтобы избавиться от сильной боли или для своего растворения в вечности по идейным соображениям. Распорядителем завещания он назначил македонского полководца Антипатра.

Растительные яды, их приготовление и свойства хорошо были известны Аристотелю и его любимому ученику Теофрасту (Феофрасту), написавшему 10 книг об истории растений, 8 книг о причинах растений и 5 книг о соках. Одно из сочинений ученик Стагирита посвятил лекарственным и ядовитым растениям. В своём трактате Теофраст описывает технологию изготовления яда из стебля растения и приводит сообщение, что врач Фрасий нашёл «средство, которое делает смерть лёгкой и безболезненной».

Аристотель был противником самоубийств, но свидетельства античных историков, что он выпил яд аконит, заслуживают внимания. Однако, кому он доверился и рассказал о причине своего решения, почему выбрал время для ухода из жизни спустя несколько месяцев после победы в августе 322 года до н. э. македонской армии во главе с Антипатром над афинянами в Фессалии, когда ему уже не угрожали гонения, и почему оно совпало со временем самоубийства Демосфена в Калаврии, осталось тайной безмолвия античности.

Прошло чуть больше года после триумфального возвращения Демосфена из изгнания с острова Эгина, когда он на государственном корабле, специально за ним посланным, вернулся в 323 году до н. э. в Афины. В гавани Пирея ему устроили встречу, как национальному герою. Он возглавил сопротивление против Македонии, и опять началась война: 8 тысяч афинян и их союзников под началом полководца Леосфена направились в Фессалию против македонского полководца Антипатра и одержали победу. С остатками своих войск Антипатр заперся в крепости Ламии и, казалось, был обречён на быстрое поражение, но при осаде погиб Леосфен.

Афиняне могли подписать выгодный для себя мирный договор, но, как и в Пелопоннесской войне, радикалы потребовали сражаться до полной победы. Некоторым союзникам Афин македоняне предложили заключить мир, и они согласились. К Антипатру из Македонии пришли подкрепления, и афиняне в августе 322 года до н. э. проиграли сражение у города Краннона в Фессалии. Демосфен и другие вожди демократов были приговорены к смерти. По условиям мира Афины должны были уплатить Македонии за военные расходы и допустить в свою гавань их гарнизон. Просил ли Аристотель Стагирийский дружившего с ним македонского полководца Антипатра сохранить жизнь знаменитому оратору, осталось тайной безмолвия античности, но душеприказчиком своего завещания он его оставил.

Демосфен бежал на остров Калаврию и укрылся в храме Посейдона, прося о защите. Там и настигли его 12 октября 322 года до н. э.фракийские наёмники во главе с бывшим афинским актёром Архием и стали уговаривать поехать с ними к Антипатру. Демосфен не поверил их обещаниям и выпил яд цикуты. Тогда же по свидетельству некоторых древних историков закончилась и жизнь великого Аристотеля Стагирийского, выпившего аконит. Тело философа перевезли из Халкиды в Огагару, где был построен мавзолей Аристотеля, простоявший довольно долго и затем растворившийся в вечности. Но величие его творений осталось навсегда в памяти благодарного человечества, как и речи демократа Демосфена, борца за свободу и независимость своей родины.

В гимне выдающегося философа своему другу, атарнейскому тирану Гермию, есть такие слова: «Добродетель, многотруднейшая для смертного рода, прекрасная добыча жизни людской, за девственную твою красоту и умереть, и труды принять мощные и неутомимые – завиднейший жребий в Элладе: такою силой наполняешь ты наши души, силой бессмертной, властнее злата…». Справедливость,- говорил Аристотель, – это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздавать по заслугам.

Visit Greece - Министерство туризма Греции
Туры в Грецию
Путеводитель по Афинам Путеводитель по Салоникам Путеводитель по Родосу Путеводитель по Патрам

Дополнительные статьи

Греческие вина

Греческая кухня и средиземноморское питание

Любовь и мудрость в объятьях острова Лесбос

Знаменитые греки и филлэлины

Греция. Рай для лентяев и философов

Туристические направления в Греции

Эллада большая и маленькая

Туристические направления в Греции

Крит и его обитатели

Туристические направления в Греции