Его называли греком…

Марк Тулий Цицерон

Почему римского оратора Марка Тулия Цицерона называли греком?

Знаменитого оратора, писателя, философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона называли в Древнем Риме греком, и он, по-видимому, не удивлялся этому, а, возможно, даже втайне гордился, зная, с каким уважением относилась к греческой культуре высшая римская знать. Сам он был происхождения не знатного: его отец относился к сословию всадников. В роду Туллиев греков не значилось - Цицерона так прозвали в молодости после его публичных выступлений.

Дед знаменитого римского оратора был землевладельцем и жил в сельской местности. Там, в его поместье возле города Арпина (Арпинума) и появился на свет 3 января 106 года до н. э. мальчик - сын Марка, внук Марка, прославивший свою фамилию и древнегреческую культуру. Отец Цицерона, удалившись от городской суеты, интересовался, в основном, литературой, проявляя равнодушие к политике по причине слабого здоровья. Способности его старшего сына Марка к быстрому запоминанию и декламации проявились уже в детстве. В наше время такого ребёнка назвали бы вундеркиндом.

Чтобы дать детям хорошее образование, отец привёз в семилетнем возрасте Марка и его младшего брата Квинта в Рим, где у него был свой собственный дом в городском квартале Карины. Организацию обучения своих сыновей он поручил знаменитому оратору Крассу, и, возможно, по его совету мальчики стали заниматься по разным предметам у греческих преподавателей, дававших фундаментальные знания. Блестящие способности старшего сына сразу же обратили на себя внимание: он делал успехи в поэзии, ораторском искусстве и в совершенстве овладел греческим языком. В шестнадцать лет Марк одел мужскую тогу, что свидетельствовало о совершеннолетии, и стал изучать римское право у знаменитого Квинта Муция Сцеволы. Незнатные юноши могли тогда продвинуться, в основном, выступая защитниками или обвинителями на судебных процессах.

Эллинизации Рима в античности способствовали войны: в I в. до н. э. туда перебрались многие видные греческие учёные и писатели, принеся свою культуру и знания. Марк Туллий Цицерон основательно изучил с их помощью язык Эллады и литературу. Военная карьера его не интересовала, и при первой возможности юноша расстался с армией, пробыв там около года. Он вернулся в Рим и увлёкся философией, став учеником грека Филона Ларисского, перебравшегося из Афин. Другой греческий философ, Диодот жил в доме его отца и учил молодого Цицерона искусству спора, упражняясь как на латинском языке, так и на греческом.

Посещал Марк и лекции знаменитого греческого профессора риторики Аполлония Молона, приезжавшего в Рим. Первую свою научную работу по искусству красноречия, называвшуюся «О подборе материала», молодой Цицерон написал на основе аналогичных греческих руководств. Юность свою он полностью посвятил занятиям. Будущий знаменитый оратор обратил на себя внимание на первом же успешно проведённом судебном процессе, и ему поручили защищать сына Секста Росция, обвинявшегося в отцеубийстве. Молодой адвокат не побоялся выступить на процессе против любимца римского диктатора Корнелия Суллы всесильного Хрисогона, заклеймив «гнусный режим». Выиграв дело Росция, Марк вместе с братом Квинтом поспешно уехал в Грецию под предлогом лечения, опасаясь, вероятно, преследования властей.

Памятник ЦицеронуВосхищаясь культом разума и мудрости у греков, он решил посетить как можно больше памятных исторических мест на их родине. Цицерон отправился на полуостров Пелопоннес посмотреть на древнегреческий Коринф и его разрушенные стены. Этот полис был основан дорийцами около десятого века до новой эры и экономически процветал при тиранах Периандре и Кипселе. В начале шестого века Коринф соперничал с Афинами, активно участвуя в колонизации греков. Периандра называли одним из «семи мудрецов» Древней Греции: при нём быстрыми темпами развивались культура, наука, ремёсла, и полис стал крупным торговым центром, славясь своими изделиями из керамики и бронзы. Современный город-порт Коринф находится в шести километрах от древнего полиса, где, по версии Плутарха, тиран Периандр устроил когда-то «пир семи мудрецов». Новое поселение возникло на канале, прорытом в 1881-1893 годах и соединившем Эгейское море с Ионическим. 


Посетил Цицерон и дом великого Пифагора в Метапонте, побывал на Дельфах и даже обратился к оракулу. Затем он направился в Афины – центр философской мысли того времени. Это государство-полис, названное древними греками именем богини войны, победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, было образовано на основе поселений 16 – 13 веков до н. э. и находилось с середины второго века до новой эры под властью Рима. В Афинах ученик великого философа Сократа Платон открыл в 386 году до н. э. свою школу (академию), находившуюся в роще, посвящённой аттическому герою Академу. Спустя девятнадцать лет слушателем этого учебного заведения стал сын придворного врача македонского царя Аминты III Аристотель, уроженец полиса Стагира на Северо-Западном побережье Эгейского моря. После смерти Платона в 347 году он покинул и Академию и Афины, но, вернувшись через тринадцать лет, основал свою философскую «перипатетическую» школу с крытыми галереями для прогулок – Ликей, находившуюся недалеко от храма Аполлона Ликейского.

Оба учебных заведения успешно действовали, когда Цицерон приехал в Афины и продолжил занятия философией, слушая лекции платоника Антиоха Аскалонского. Скептицизм, проникший в школы во II в. до н. э., содействовал сближению философских воззрений Платона, Аристотеля и стоика Зенона, возродившего учение о мире, пронизанном творческим первоогнём. Характерной особенностью первого века до новой эры стало смешение в философии разных теорий. Проучившись полгода у Антиоха из Аскалона, Цицерон решил продолжить образование на Родосе, где обучал в это время риторике Аполлоний Молон, но сначала отправился в Малую Азию, чтобы послушать известных греческих ораторов. Он уже сам многое познал в искусстве красноречия и, посетив Мениппа Стратоникейского, Эсхила Книдского, Дионисия Магнета, Ксенокла Адрамиттийского, оценил выступление каждого из них, выделив среди всех первого. На Родосе Марк познакомился с учением философа-стоика Посидония, посещая его лекции. Продолжил он занятия и с Аполлонием Молоном. Однажды знаменитый преподаватель риторики, умевший, «как указывать недостатки, так и умерять расплывчатое словообилие ученика», попросил Цицерона произнести перед аудиторией речь на греческом языке. Выступление молодого римлянина вызвало бурные овации. Когда они стихли, Аполлоний сказал: «Хвалю тебя, Цицерон, и удивляюсь твоему искусству, но скорблю о судьбе Греции: единственное наше преимущество и последняя наша гордость - образованность и красноречие - и это теперь завоевали у нас римляне».

Цицерон. ПомпеиМарк подружился, несмотря на разницу в возрасте, с философом Посидонием, соединившим учение Платона и стоицизм, стал его последователем, поддерживая с ним приятельские отношения. Возможно, именно он спустя десять лет был инициатором встречи выдающегося учёного с Гнем Помпеем Великим. В Рим Цицерон вернулся после смерти диктатора Корнелия Суллы, но политикой первое время не занимался, продолжая декламации на греческом и латинском языках. Тогда же за ним прочно установилось прозвище «грек», однако это не помешало ему жениться на девушке Теренции из почтенного римского рода с солидным приданым.

Когда-то, в начале карьеры, друзья молодого адвоката советовали ему поменять смешную фамилию «Цицерон» (цицеро в переводе - горошина), но он отказался, сказав, что это имя станет сильнее звучать, чем «какие-то Скавр или Катулл». И оно действительно зазвучало, когда ему не было ещё и тридцати лет. 76 г. до н. э. стал началом его политической карьеры: он был избран на следующий год квестором в Сицилию для беспрерывного снабжения Рима хлебом и, проживая в городе Лилибее, успешно справился с поручением сената. По дороге к себе домой Цицерон по традиции посещения исторических памятных мест заехал в Сиракузы - родину великого греческого учёного Архимеда (ок. 287 – 212 гг. до н. э.), где с трудом разыскал его гробницу, заросшую колючим терновником. О чём он думал, стоя у могилы знаменитого учёного? Должно быть, о бренности славы и о величии творений человеческих. А рядом с ним, ещё живым, благодарно витала призрачная тень Архимеда: её почтил великий римлянин и грек.

Вернувшись в Рим, Цицерон вошёл в сенат и вскоре прославился, как выдающийся оратор. В молодости он решил быть только защитником, но не обвинителем, осуждая тех, кто приобретал состояние себе на репрессиях (проскрипциях). В его глазах был тот велик, «кто достиг вершин собственной доблестью, а не взобрался туда по бедам и горестям ближнего». Однако по просьбе жителей Сицилии, убедившихся в его неподкупности, Цицерон согласился стать обвинителем бывшего наместника этой провинции Вереса, проявлявшего при своём правлении беззаконие и жестокость. Он выиграл дело уже на первой сессии, даже не использовав всех своих заготовленных речей. Эти материалы дошли до нашего времени, представляя ценнейший исторический памятник ораторского искусства и римского права.

Блестящий выигрыш процесса против влиятельного Верреса сделал Цицерона самым популярным и состоятельным адвокатом в Риме. Он купил роскошный дом в престижном квартале, а отцовский отдал младшему брату. Приобрёл он и загородное имение - Тускульскую усадьбу, для которой заказывал у своего друга в Афинах разные украшения. Успех в деле Верреса помог ему и в политической карьере – он завоевал благосклонность народа, и вскоре его избрали помощником консула в судебных делах (претором). И на этой должности «грек» проявил себя с лучшей стороны, выполняя честно и бескорыстно свои обязанности. Тогда же он произнёс свою знаменитую политическую речь в поддержку закона трибуна Манилия о назначении Гнея Помпея главнокомандующим в войне с царём Митридатом. Законопроект был утвержден, и Помпей, еще не вернувшийся в Рим после окончания борьбы с пиратами и находившийся в Киликии, принял командование войсками. Политическая карьера «грека» развивалась стремительно: он боролся за своё избрание консулом (высшим должностным лицом государства), и борьба эта закончилась убедительной победой. Цицерон причислял себя к платоникам, считавшим, что управлять государствами должны философы. В своё консульство он раскрыл подготовку военного переворота бывшим сподвижником диктатора Корнелия Суллы Сергием Катилиной. За ликвидацию заговора Цицерону присвоили титул «Отец отечества». «Грек», «Учёный», «Выскочка», как презрительно называли аристократы сына провинциального всадника, стал лидером сената. Однако его подвело собственное тщеславие: вместо энергичной борьбы на стороне аристократов или народа Цицерон бездействовал, прославляя всюду свою роль в подавлении заговора Катилины и вызывая этим насмешки у римлян.

Даже своего друга, философа Посидония, он попросил описать по-гречески его подвиги в раскрытии и подавлении заговора, но тот учтиво отказал выдающемуся ученику, не желая, вероятно, потворствовать его болезненному самолюбию. Цицерон преувеличивал значимость своей персоны в сенате и популярность в народе, что подтвердилось последующими событиями. В Риме в это время самыми влиятельными государственными деятелями были Гней Помпей Великий, Гай Юлий Цезарь и Марк Красс, опиравшиеся в своём продвижении к власти на силу. Они заключили между собой союз (первый триумвират) и предложили Цицерону присоединиться к ним, но тот отказался. Влиять на политические события после этого решения ему было уже не просто. На беду Цицерона у него в это время появился личный враг – один из вождей народной партии по имени Публий Клодий. Знаменитый оратор обвинил его в «преступлении против религии» (тот пробрался ночью в дом Юлия Цезаря, переодетый в женскую одежду, когда знатные женщины Рима отмечали там вместе с весталками праздник в честь Благой богини). Если бы он знал, как быстро отомстит ему этот молодой трибун, к которому благоволил Юлий Цезарь. Клодий провёл закон, по которому тот, кто казнил без суда римского гражданина, подвергался изгнанию. По нему и был привлечён «отец отечества» за то, что приказал без суда казнить сторонников Катилины. Знаменитый оратор, защищавший и обвинявший много раз других, испугался судебного процесса и бежал в Южную Италию, а затем отплыл в Македонию

Марк Тулий ЦицеронКлодий разрушил дом «отца отечества», а затем, организовав вооружённые банды из рабов и вольноотпущенников, выступил и против Помпея. Сенаторы, увидев, что Клодий со своими отрядами стал опасен для города, решили вернуть Цицерона. Народ единодушно проголосовал за возвращение знаменитого оратора после того, как Помпей с помощью солдат прогнал банды Клодия с форума. Возращение Цицерона после шестнадцати месяцев отсутствия было триумфальным – из Рима ему навстречу вышли толпы людей, а сенат постановил отстроить его разрушенные дом и виллы за государственный счёт. Вскоре его отправили наместником в Киликию в Малой Азии. На всём пути греки встречали Цицерона с большим почётом – слава о нём, как о выдающемся ораторе, полюбившем греческую культуру, распространилась повсюду. В это счастливое для него время он проявил себя образцовым правителем: был доступен, справедлив, неподкупен, не давая грабить киликийцев, и они были ему благодарны. Если бы он знал, какие испытания приготовила ему судьба в Риме, где царил культ силы! Он вернулся на родину, когда началась гражданская война за единоличное правление между Помпеем и Цезарем. Знаменитый оратор пытался их примирить, но сенат отверг все его предложения и объявил военное положение. После поражения Помпея при Фарсале Цицерон считал его положение безнадёжным и предлагал заключить почётный мир. Его обвинили в измене и хотели убить, но он бежал. В письмах 49 года знаменитый оратор размышлял над убийством марианцами своего учителя - великого понтифика Муция Сцеволы. Рок испытывал его потерями: он развёлся с женой, с которой прожил тридцать лет, похоронил многих друзей и свою любимую дочь Туллиолу

При диктатуре Цезаря Цицерон всё своё время посвящал литературным и научным занятиям, не принимая никакого участия в государственном управлении. Он был убеждён в большом значении греческой культуры для образования человека и переводил на латинский язык произведения великих деятелей Эллады. Из греческой философии Цицерон выбирал учения, наиболее нужные и разумные, по его мнению, и переводил в виде диалогов. Его воззрения значительно опережали рабовладельческое время, в которое он жил, исследуя проблемы правового равенства и государства. Он писал, например, в «праве народов» о необходимости соблюдать международные договорённости. Цицерон рассматривал три формы государства, как основные: власть аристократов, народа (демократию) и царскую. Смешанную власть, опирающуюся на прочность государства и равенство прав её граждан, он считал наилучшей. В одном из своих сочинений под названием «Утешение» Цицерон уверял, что философия может служить средством отвлечения от разных бед и жизненных неурядиц. Его речи и сочинения уже в античности стали считаться образцовыми и достойными для подражания.

После смерти Цезаря Цицерон на свою беду забросил философские трактаты и вернулся в политику, возглавив сенатскую партию. По его предложению сенат помиловал убийц римского диктатора, но утвердил его завещание и распоряжения. Незадолго до смерти Цезарь усыновил внука своей сестры Юлии Октавиана и назначил его наследником. Цицерон заключил с ним союз, надеясь, видимо, что восемнадцатилетний юноша будет во всём его слушаться. Октавиан был почтителен с Цицероном, называл его отцом, использовал в борьбе с Антонием. И опять великий оратор переоценил своё влияние: он надеялся стать вторым консулом и руководить юным наследником Цезаря. Но Октавиан решил, что уже не нуждается в помощи Цицерона, которого не поддерживали народ и армия. Он заключил союз с Антонием и Лепидом (второй триумвират), согласившись на их требование – казнить главного своего врага Цицерона.

Знаменитый оратор узнал, что объявлен вне закона, находясь с младшим братом Квинтом в своём поместье. Братья решили бежать в Македонию, но по дороге Квинт решил вернуться, чтобы запастись продуктами. Спустя несколько дней младший брат был убит вместе с сыном. Цицерону удалось добраться до моря и сесть на корабль. Он никак не мог поверить, что девятнадцатилетний мальчик, почтительно слушавший его и называвший отцом, так подло предал, отдав на поругание врагам жизнь оратора и философа. Убийцы, посланные Антонием, настигли Цицерона в его имении. Смерть свою «грек» встретил спокойно, держась левой рукой за подбородок и глядя в упор на убийц. Он не ждал милосердия, давно усвоив, что примитив культа силы ведёт к звериному ожесточению, что «человеком можно стать лишь благодаря образованию».