Учеба в Греции - обучение в Афинах

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Образование в ГрецииПосле семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались - saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с другой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе.

Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах - лире или кифаре.

С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях - палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.

С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимназиях, школах риторов и философов.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет - с 7 до 20 лет - мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, но были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными. И если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых воедино.

Первый в мире университет был создан Платоном (428-348) примерно в 386 году до нашей эры и просуществовал до 529 года нашей эры.

Греческий язык является государственным языком Греции и Кипра. На нем говорит более десяти миллионов человек. Современный греческий язык относится к балканской группе языков. И значительно отличается от древнегреческого языка, на котором творили великие Гомер и Софокл, Эврипид и Аристофан.

На протяжении многих веков греческий язык претерпевал большие изменения: менялись фонетическая система, проще становился грамматический строй, упрощалась орфография.

Начало формирования новогреческого языка относится к XV веку. А уже в конце XVIII и в начале XIX веков на новогреческом языке не только говорил народ, но и создаются прекрасные произведения литературы. Новогреческий язык становится языком нации. В современном греческом языке в силу многих исторических причин наблюдается такое явление, как существование народного языка "димотики" и архаизированного книжного языка "кафаревусы".

Димотика представляет собой живой повседневный разговорный язык, на котором ведется преподавание в школах, создается современная художественная литература. На димотике издаются многие газеты и журналы.

Кафаревуса используется преимущественно в научной литературе, в официальной периодике и при составлении правительственных указов и постановлений. На кафаревусе читаются лекции в высших учебных заведениях.

Начиная с XV века, греческий язык вызывал особый интерес в России. Известно в 1634 г., во времена патриарха Филарета, в России была основана греко-латинская школа. И не случаен тот факт, что, когда в 1755 г. М.В. Ломоносов основал Московский университет, одной из первых кафедр стала кафедра классической филологии, где преподавали древнегреческий и латинский языки. Для просвещенных людей России греческий язык был не только языком православия, но и языком древней эллинской мудрости.

В истории изучения греческого языка в России были разные периоды: от популярности и активного распространения в дореволюционное время до полного закрытия кафедр греческого языка в 1921 г. и возрождения уже в наши дни.

Образование в Греции является государственным или частным и координируется Министерством национального просвещения и религиозных культов.

Основное образование в Греции доступно всем иностранцам, несмотря на их статус пребывания в стране. Каждый ребёнок имеет право на образование, независимо от его цвета кожи, половой принадлежности, вероисповедания или происхождения.

Государственное образование является бесплатным. Учебный план одинаков для государственных и частных школ начальной и второй ступеней образования. Государственные школы в Греции смешанного типа (совместное обучение в классах лиц мужского и женского пола) на всех уровнях образования.

Начальная школа Греции

Образование в Греции является обязательным для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Учебный год начинается в сентябре и оканчивается в июне, уроки проводятся 5 дней в неделю с понедельника по пятницу.

Уровни греческого образования подразделяются на дошкольное (4-6 лет), начальное образование (6-12 лет), гимназия (12-15 лет), лицей (15-18 лет), профессионально-технические училища и высшее образование. Около 80% греческих школьников предпочитают пользоваться услугами частных вспомогательных курсов, так как школьная программа очень насыщена.

В связи с тем, что Церковь не отделена от государства, большое значение придается православному воспитанию детей в школе.

Вторая ступень обучения (среднее образование) в Греции

Среднее образование в Греции осуществляется в два этапа: посредством гимназий и лицеев.

Гимнасио (гимназия): обучение в гимназии является обязательным для детей в возрасте от 12 до 15 лет. Продолжительность обучения составляет 3 года.

Энэо Ликео (объединённый лицей): посещение лицея является обязательным для тех, кто желает продолжить образование в высших учебных заведениях. Обучение в лицее длится 3 года (ученики в возрасте от 15 до 18 лет). Обучение в лицее ведётся в 3 направлениях: теоретическом, практическом и технологическом.

В греческих средних школах перед началом уроков читается Утренняя молитва, обязательное посещение церкви также входит в учебную программу. Ученики другого вероисповедания освобождаются от присутствия на Утренней молитве, а также от посещения церкви и уроков религии.

Вспомогательные классы и факультативные группы

Одной из функций Министерства национального просвещения и религиозных культов является развитие соответствующих условий для обучения иностранцев в начальных школах. В этой связи определённые государственные школы (имеющие достаточное количество учащихся) создают вспомогательные классы и факультативные группы для преодоления языковых проблем обучения иностранцев.

Совет преподавателей школы может предложить организовать вспомогательные классы для учеников, не владеющих греческим языком и испытывающих серьёзные трудности при посещении занятий. Преподавание в этих классах ведётся другим учителем параллельно с обучением в обычном классе.

Особое внимание уделяется изучению греческого языка, ученики при этом не освобождаются от посещения других уроков. Учащийся может посещать некоторые уроки в своём обычном классе.

Ученики, владеющие греческим языком, но отстающие по другим предметам, могут посещать факультативные группы, если школа предоставляет такую программу. Занятия в факультативных группах проводятся после обычных школьных уроков и составляют 8 часов в неделю. Учащийся посещает те уроки, изучение которых вызывает трудности, однако в большинстве случаев факультативные группы предоставляют уроки новогреческого языка и истории.

В государственных школах второй ступени образования (гимназии и лицеи) также действуют вспомогательные классы и факультативные группы, предоставляющие дополнительную помощь, выходящую за пределы обычных программ обучения.

Несмотря на наличие вышеуказанных программ, учащийся может быть оставлен в том же классе ещё на один год для повторного курса обучения, чтобы в будущем быть переведённым в следующие классы.

Межкультурные школы

С целью обеспечения постепенной адаптации иностранных учеников к греческой системе образования и для преодоления языковых и других проблем обучения, в некоторых районах Греции функционируют межкультурные школы. Образовательные программы в этих школах адаптированы к специфическим нуждам иностранных учеников.

Межкультурные школы представлены учебными заведениями начальной и второй ступеней образования: димотика, гимназия и лицей.

Вечерние школы

Работающие лица могут посещать вечернее учебное заведение "Гимнасио и Ликео" или профессионально-технические училища (Техника Епаггельматика Екпедефтириа - ТЕЕ) в следующих случаях:
1) когда им исполнилось 14 лет;
2) при наличии свидетельства, выданного и подписанного работодателем, подтверждающего факт их занятости в течение дня.

Занятия в вышеуказанных вечерних заведениях проводятся с 18.30 до 22.00. Вечернее обучение, как в гимназии, так и в лицее продолжается 4 года (а не 3 года) из-за меньшего количества ежедневных часов преподавания.

ТЕЕ (профессионально-технические училища)

Профессионально-техническое училище является частью среднетехнического образования. Выпускники старших классов школ принимаются в эти училища без экзаменов. Профессионально-технические училища сочетают общее образование с профессиональной подготовкой различных специализаций. Обучение продолжается 2-3 года и проводится в два этапа. Первый этап длится два года. Студенты после сдачи выпускных экзаменов получают свидетельство II уровня. Имея этот документ, они могут:
1) получить лицензию на занятие трудовой деятельностью в соответствии с существующими постановлениями;
2) продолжить обучения второго уровня в ТЕЕ;
3) поступить во второй класс лицея.

Второй этап обучения в ТЕЕ продолжается один год. Выпускники после сдачи государственных экзаменов получают свидетельство III уровня. С этим документом они могут:

1) получить лицензию на занятие трудовой деятельностью в соответствии с существующими постановлениями;
2) пользоваться преимущественным правом при поступлении в технические институты (институты профессионально-технического образования);
3) поступить в технические институты, имея oпыт работы 18 месяцев, после сдачи необходимых экзаменов, установленных институтом.

Высшее образование в Греции

Высшее образование предоставляется:
1) университетами (АЕИ);
2) учебными заведениями технологического образования (ТЕИ).

Признанием и подтверждением иностранных учёных званий и научных степеней занимается ДИКАТСА. Для признания дипломов высших учебных заведений необходимо решение ИТЕ (Институт технологического образования).

Для поступления в институты иностранцу необходимо предъявить следующие документы:

1) аполитирио Ликеу (свидетельство об окончании лицея);
2) свидетельство, отражающее средний бал аттестата успеваемости;
3) свидетельство о том, что абитуриент имеет право на поступление в университет своей страны;
4) официальное подтверждение того, что абитуриент не имеет степени высшего образования, полученного в Греции.

Обучение в АфинахВсе документы должны быть официально переведены на греческий язык. Министерство национального просвещения и религиозных культов принимает решение о допуске кандидата на поступление в институты высшего образования.

Получение греческого свидетельства об окончании школы (Аполитирио) лицами, имеющими документ об образовании, выданный иностранными школами за границей.

Лица, имеющие документ об образовании, выданный иностранными школами за границей могут получить греческое свидетельство о среднем образовании в ситуациях, когда:

1) они явились в июне для сдачи экзаменов вместе с другими студентами, по определённым предметам и в установленные сроки;
2) они явились для сдачи экзаменов в течение учебного года; в этом случае их знания проверяются по материалам аналитических программ, установленных для этого года.

Необходимыми документами являются:
1) заявление, поданное родителями;
2) официально переведённое иностранное свидетельство об образовании; свидетельство, предоставленное Культурным атташе дипломатического представительства страны происхождения студента о том, что документ о среднем образовании кандидата даёт ему право на получение высшего образования в своей стране.

Как подтвердить образование?

Признанием дипломов о высшем образовании занимается специальная правительственная организация (ДИКАТСА), находящаяся по адресу: Афины, Психико, Месогион 223. Дипломы стран ЕС в Греции признавать не нужно, а российские - необходимо.

Профессионально-техническое образование Греции

Организация по вопросам занятости населения Греции (ОАЕД)

ОАЕД - общественная организация, которая находится под руководством Министерства труда и является ответственной за выполнение всевозможных программ профессионально-технического образования и обучения мастерству, а также специальных программ для лиц с физическими недостатками. Программы продолжения профессионально-технического образования.

В интересах безработных лиц предлагаются программы продолжения обучения, совмещающие теоретические учебные часы (предоставляемые ОАЕД) с практическими занятиями на предприятии.

Большинство программ длятся от 2 до 6 месяцев, в зависимости от специализации. Учебные занятия начинаются в любое время на протяжении года, о чём сообщается в средствах массовой информации. Проходящие подготовку учащиеся, получают почасовое содержание и страхование в виде выплат в случае болезни.

Для того чтобы воспользоваться этими программами, кандидаты должны соответствовать определённым требованиям и владеть необходимыми документами, выданными ОАЕД. В случае, когда кандидаты являются эмигрантами, они должны иметь действующий вид на жительство. Лица, признанные беженцами, могут посещать курсы профессиональных училищ, управляемых общественными и правительственными организациями. Все остальные категории беженцев могут посещать курсы только частных учебных заведений или социальных организаций, например, курсы Мужской молодёжной христианской ассоциации (ИМСА) или Женской молодёжной христианской ассоциации (ИВСА).

Программы обучения мастерству Эти программы предназначаются для выпускников старших классов в возрасте до 18 лет или до 23 лет (для некоторых специальностей). Программы обучения мастерству совмещают теоретические занятия в профессионально-технических классах ОАЕД с практическими занятиями на предприятии. Продолжительность этих программ составляет 4-6 семестров. Обучение начинается в сентябре. Студенты получают полную медицинскую помощь от ОАЕД. Плата за обучение не взимается.

Для участия в этих программах необходима подача определённых документов. Эмигранты должны иметь действующий вид на жительство. Лица, признанные беженцами, должны подать те же документы, что и граждане Греции.

ОАЕД располагает 20 современными студенческими школами-интернатами, которые функционируют в Афинах, Салониках (2 школы), Ларисе, Ламии, Родосе, Драме, Нафплио, Пиргосе, Иоаннине, Агринио, Серресе, Хиосе, Комотини, Верии, Козани, Кавале, Халкиде, Каламате и Кардитсе. Организация предоставляет питание и жильё всем студентам школ. Таким образом, в этих школах-интернатах, студенты, проживающие в отдалённых районах Греции, пользуются льготами. Наиболее нуждающиеся граждане, например дети эмигрантов, тоже пользуются льготами и получают питание и жильё бесплатно. В то же время работники социальной сферы наблюдают за процессом адаптации студентов к новой среде, а также помогают им в решении всевозможных проблем.

Другие организации, предоставляющие профессионально-техническое обучение

Муниципалитеты, НЕЛЕ и Организация национального социального обеспечения Национальная организация социального обеспечения предоставляют программы профессионально-технического обучения (отдельно то ОАЕД). Обучение является бесплатным во всех организациях. Социальные организации, такие как Мужская молодёжная христианская ассоциация (ИМСА) и Женская молодёжная христианская ассоциация (ИВСА) также предлагают профессионально-техническое обучение в разных городах Греции, и занятия в частных профессиональных школах, с той лишь разницей, что обучение в этих заведениях является платным.

Каждый иностранец, законно проживающий в Греции, может воспользоваться программами, предложенными такими социальными организациями как ИМСА и ИВСА или частными школами.

Среднетехническое образование. Профессионально-технические институты (ИЕК)

Эти институты предоставляют профессиональное обучение в разных сферах. В государственных институтах (ИЕК) плата за обучение является символической, в частных - студенты оплачивают своё обучение в полном объёме.

В институты могут быть зачислены следующие лица:
1) выпускники лицеев;
2) уже работающие и желающие получить дополнительные знания и повысить свою профессиональную квалификацию;
3) выпускники институтов второго уровня образования ТЕЕ.

Учебный процесс

Программы обучения, предлагаемые кафедрами институтов технологического образования, включают обязательные и факультативные дисциплины, а также курсы по выбору. Каждый семестр предусматривает определенную учебную нагрузку студентов, мерой измерения которой являются так называемые кредиты. Их величина зависит от числа учебных часов в неделю и важности курса.

Суммарное число кредитов, которое необходимо набрать студенту в течение семестра, равно 30, что соответствует требованиям Европейской системы перевода студентов по кредитным часам (ECTS). Последний семестр, предусматривающий подготовку дипломного проекта и производственную практику под руководством преподавателя, также оценивается в 30 кредитов, причем 10-20 из них приходится на выполнение дипломного проекта.

Учебная нагрузка в течение каждого семестра составляет 750 часов, что соответствует половине от общей нагрузки в течение учебного года, равной 1500 часов. Каждый семестр обучения в институте состоит из 15 учебных недель и 2-х недель экзаменационной сессии. В начале каждого семестра при регистрации или при восстановлении студенты должны составить в соответствии с требованиями выпускающей кафедры и представить на утверждение индивидуальные планы, отражающие взаимосвязь между обязательными дисциплинами и курсами по выбору.

Учитесь на родине Сократа!

Образование в Греции - для Вас! Греция, расположенная на юге Балканского полуострова, - единственная страна этого региона, являющаяся действительным членом Европейского Союза. Она занимает площадь 132 кв. км и имеет население около 11 миллионов человек.

Здесь античные развалины соседствуют с византийскими крепостями. Здесь есть православные храмы, а есть и мечети. Здесь каменистый пейзаж сменяет хвойные леса, а им на смену приходят апельсиновые и пальмовые рощи. Здесь соревнуются в красоте подводный и подземный мир сотен пещер, доступных для путешественника. Характер греков близок русскому человеку. Греция - одна из тех стран, где к русским относятся как братьям и друзьям. Вы почувствуете себя здесь желанным гостем.

По экономическому развитию Греция занимает 23 место в мире и имеет один из самых больших торговых флотов. Доля лиц с университетским образованием - одна из самых высоких в мире.

А также почитайте:

История Афин История Афин

Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом

Что посмотреть в Афинах Что посмотреть в Афинах

Афины - столица греческого государства, которая для всего мира является символом искусства и демократии

Дождливый день в Афинах: семь способов развлечься Дождливый день в Афинах: семь способов развлечься

Итак, вы в сердце Греции, а за окном идет дождь. Не отчаивайтесь! В греческой столице занятий на этот случай предусмотрено множество


Visit Greece - Министерство туризма Греции
Туры в Грецию
Путеводитель по Афинам Путеводитель по Салоникам Путеводитель по Родосу Путеводитель по Патрам