Как выглядел дворцовый комплекс Галерия в древности?

Знаете ли Вы, что Кама́ра (Арка Галерия), находящаяся в городе Салоники, имела, в общей сложности, восемь колонн, а Ротонда была храмом, посвященным древней религии, и то, что в IV -VI вв. н.э. функционировал Ипподром, который начинался от улицы Эгнатия, достигая берега моря?

Дворцовый комплекс Галерия. СалоникиДворцовый комплекс Галерия. СалоникиДворцовый комплекс Галерия. Салоники

16-ая Инспекция доисторических и классических древностей создала с помощью технологии цифровое изображение дворцового комплекса Галерия, которое после длительного научного исследования впервые продемонстрировала 1 ноября 2015 года в мультимедийном зале Инспекции древностей, расположенном на пересечении ул. Димитрия Гунари и Александру Зволу.

Параллельно был представлен также карманный справочник, в котором показан дворец с его окрестностями, давая, тем самым, читателям уникальную возможность увидеть внешний облик зданий в период их эксплуатации (IV-VII вв. н.э.) и получить более полное представление о юго-восточной части древнего города Фессалоники - в период римского господства.

Создание трехмерного цифрового изображения дворцового комплекса Галерия было подготовлено группой архитекторов 16-ой Инспекции древностей - Ф. Афанасиу, В. Малама, М. Миза и М. Сарантиду, в рамках работ по реставрации памятника.

Виртуальный тур по дворцовому комплексу Галерия

Дворцовый комплекс Галерия, соправителя римского императора Диоклетиана, является результатом его честолюбивого строительного проекта, который прямо связан с последним периодом расцвета древнего города Фессалоники, когда тетрарх избрал город своей резиденцией, видя его потенциал и повышая роль Фессалоники как перекрестка культур и центра развития всего региона.

Дворцовый комплекс Галерия. СалоникиИпподром. Дворцовый комплекс ГалерияИпподром. Дворцовый комплекс Галерия

Строительство дворца началось в конце III века н.э., после победы Галерия над персидским царем Нарсесом (Нарсе) в Армении (298 г.) во время его персидского похода в 296-298 гг.

Комплекс Галерия стоял на окраине города, рядом с восточной стеной, растянувшись к югу почти до самого моря (современная ул. Митропо́леос), в то время как его западной границей считается улица Апеллу́.

Дворец состоял из двух строительных комплексов, соединительным звеном которых являлась Арка Галерия.

На севере находилась Ротонда, в то время как южнее неё располагался Арочный зал (останки зданий вдоль променада Д. Гунари - между улицами Ал. Зволу и И. Михаил), а также сооружения археологической зоны площади Навари́ну: Базилика, центральный строительный комплекс, двухэтажное здание, термы и Октагон.

Ротонда

Ротонда во времена правления римской тетрархии была храмом, посвященным древней религии кабиров, тогда как в раннехристианский период (с IV века до начала VI века нашей эры) она была преобразована в христианскую церковь в честь Небесных сил бесплотных или Архангелов.

Дворцовый комплекс ГалерияДворцовый комплекс ГалерияАрка Галерия

Южнее Ротонды находилась Триумфальная арка, известная сегодня как Кама́ра, которая была возведена между 298 и 305 г. н.э. в ознаменование победного похода Галерия против персов.

В своем завершенном виде арка состояла из восьми колонн, расположенных в два параллельных ряда - по четыре с каждой стороны.

По сей день от неё сохранилось только три столпа с барельефами, изображающими победоносные военные кампании, проведенные римлянами в 297 году против персов, а также символические образы, которые демонстрируют военную мощь Галерия и силу тетрархии.

Арочный зал

Как видно, речь идет о последнем здании, стоящем к северу от дворца, которое было построено по невидимой оси, идущей с севера на юг, в то время как руины здания сегодня можно увидеть в восточной части археологической зоны площади Навари́ну.

Согласно новым исследованиям, Арочный зал имел вид триклиния, то есть состоял из пиршественного зала с тремя застольными ложами, и использовался для проведения симпосий и других церемоний, связанных с присутствием императора и его свиты по пути на Ипподром.

Базилика

Базилика представляла собой грандиозное сооружение, служившее в качестве зала для приемов и слушаний. Из всего здания сегодня можно увидеть только западные стены и бо́льшую часть апсиды, тогда как остальная часть скрыта под променадом площади Наварину и улицы Гунари.

Дворцовый комплекс ГалерияДворцовый комплекс ГалерияДворцовый комплекс Галерия

Октагон

По мнению археологов, Октагон (Восьмиугольник) представлял собой одно из главных зданий дворцового комплекса. Согласно утвердившейся точке зрения, основанной на историческом исследовании, он являлся либо залом для публичных слушаний, либо тронным залом дворца, а уже позже служил в качестве христианского храма.

Разрушение Октагона относят к VII веку нашей эры, когда Фессалоники был потрясен сильным землетрясением, разрушившим большинство зданий.

После разрушения Октагона, его вестибюль был преобразован в цистерну, которая функционировала вплоть до XIV века.

Ипподром

В годы тетрархии Ипподром был одним из самых важных общественных зданий, который являлся не только местом, где проходили конные состязания, но и местом, где простой люд мог встретиться с императором и выразить свою волю.

Согласно письменным источникам, Ипподром был построен в начале IV века н.э., продолжив свою работу по крайней мере до VI века.

Остатки Ипподрома сохранились фрагментарно - восточнее храма Не́а Панаги́я (Новая Пресвятая Богородица) на площади Фанариото́н, а также на открытом пространстве жилых кварталов площади Ипподроми́у и улиц Гунари, Филики́с Этери́ас и Агапину́.