Паисий Святогорец: Страсти и добродетели

Одним из наиболее почитаемых афонских старцев современности считается Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис). Он известен на весь мир своей подвижнической жизнью и мудрыми наставлениями. Давайте обратимся к наиболее ярким изречениям монаха о страстях и добродетелях, которые специально для вас были отобраны из книги «Страсти и добродетели».

Страсти

«Я думаю, что страсти - это силы души. Бог даёт человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога».

«Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться».

«Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стараемся исправиться. Это показывает нам правильный путь и освобождает от иллюзий».

Гордость

«Зависть, осуждение, гнев, злопамятство и т.д. происходят от гордости. Гордость - это, так сказать, генеральный штаб всех страстей. Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь».

«Гордость - самая страшная духовная болезнь. Она как пиявка, если пиявка присосётся, то начинает пить кровь. Так и гордость высасывает у человека всю кровь. Вызывает духовное удушье, потому что гордость потребляет весь духовный кислород, предназначенный душе».

Себялюбие

«Себялюбие - это исполнение прихотей своего ветхого человека, то есть любовь к своему ветхому человеку. И объедение, и эгоизм, и упрямство, и зависть своим происхождением обязаны себялюбию».

Эгоизм

«Эгоизм - непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм - великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём!»

Самоуверенность

«Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без помощи Божией. Если поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, - от Бога, а глупости - твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуверенности».

Хвастовство

«…человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным. Только без толку трудится, ещё и осуждается».

Человекоугодие

«Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие - любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что черпать воду дырявым ведром».

Осуждение

«Мы должны быть очень осторожны с осуждением! Какую несправедливость мы причиняем ближнему, когда его осуждаем! Хотя в действительности мы причиняем несправедливость себе, а не другим, потому что Бог от нас отвращается».

«Когда я, в хорошем смысле, возненавидел себя, то стал всех оправдывать. Для других я всегда находил оправдание и обвинял только себя. Если человек не следит за собой, то ему нечего будет сказать на Суде в своё оправдание. Нужно мужество, чтобы отсечь осуждение».

Тщеславие

«Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту - плод тщеславия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце обновлённого человека».

Зависть

«Зависть портит, делает негодной любовь и доброту, как дохлая мышь делает негодным масло, когда упадёт в глиняный горшок».

Ревность

«Женщина от природы имеет много доброты и любви, и диавол сильно на неё нападает, он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет её любовь. А когда её любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину».

«Если преодолеть мелочность и взрастить духовное мужество, духовное благородство и жертвенность. Благородство - это противоядие ревности».

Гнев

«Гнев, чистый гнев - это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого».

Печаль

«Тангалашка не хочет, чтобы человек радовался. Он находит способ огорчить и тех, у кого есть повод к огорчению, и тех, у кого его нет».

Добродетели

«Чтобы человек сделался подобным Богу, он должен жить в согласии с заповедями Божиими и работать над собой. Таким образом он очищается от страстей и приобретает добродетели, и тогда он уже не просто человек, сотворенный «по образу» Божию, но переходит в состояние «по подобию», так как в нём действует Божественная Благодать».

Смирение

«Тот, кто смиренно склоняется и принимает удары от других, очищает себя от наростов, становится по духовной красоте подобен Ангелу и свободно проходит сквозь узкие врата рая».

«Когда другой тебя унижает, и ты это принимаешь, вот тогда у тебя подлинное смирение, потому что подлинное смирение - это смирение на деле, а не на словах».

Любовь

«Истинная любовь неразрывно связана со смирением, как два брата близнеца, которые друг друга очень сильно любят. Любовь неотделима от смирения. В любви ты находишь смирение и в смирении находишь любовь».

Благородство

«В благородстве есть мужество, потому что, когда в человеке есть благородство, его сердце работает. Чтобы понять, что такое благородство, посмотрите на Христа».

Любочестие

«Любочестие - это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку».

Как избавиться от страстей

«Чтобы страсти умерли, мы должны думать о смерти, о будущем Суде и показать усердие ко Христу, который много пострадал, чтобы нас искупить. Борьба со страстями - это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями и оскорбить Христа».

«Нет человеку никакой пользы, если он познает весь мир, но не познает свой собственный. Если он сначала познает свой внутренний мир, то есть свою личность, то потом легко сможет изучить не только землю, но и космос».

Паисий Святогорец - Страсти и добродетели
«Страсти и добродетели» - это пятый том собрания «Слов» Паисия
Святогорца. В этой книге наставления афонского старца не представляют
собой систематическое учение. Здесь собраны воедино прямые ответы
мудрого человека на конкретные вопросы о страстях и добродетелях.

Скачать книгу: fb2, mobi, epub | Слушать Аудио

 

 

А также почитайте:

Паисий Святогорец - Духовная борьба Паисий Святогорец - Духовная борьба

В томе «Духовная борьба» сохранена мудрость схимонаха Паисия Святогорца, касающаяся духовной борьбы с грехом

Паисий Святогорец - Духовное пробуждение Паисий Святогорец - Духовное пробуждение

Блаженный Старец Паисий одарил современный мир своей мудростью. Он предупредил нас о грядущих тяжелых временах и подсказал путь к спасению

Паисий Святогорец - О молитве Паисий Святогорец - О молитве

Афонский старец Паисий Святогорец (мирское имя Арсений Эзнепидис) искусством молитвы владел в совершенстве и давал дельные советы

Паисий Святогорец - С болью и любовью о современном человеке Паисий Святогорец - С болью и любовью о современном человеке

Старец Паисий оставил миру в наследство целый кладезь мудрости, уроков любви и сострадания, которые так необходимы человеку в нынешнее время

Паисий Святогорец - Семейная жизнь Паисий Святогорец - Семейная жизнь

В книге «Семейная жизнь» простые и практические советы схимонаха Паисия Святогорца о духовной жизни в семье представлены в виде диалога