Костас Ефимидис: «Чтобы произведение было хорошим, нужно быть честным перед собой»

Его имя увековечено в исторически важной книге - «Атлас Эллинской диаспоры», где собраны все великие деятели и умы страны. Ему принадлежит почетная государственная награда за триптих об Александре Македонском, размером в 85 кв. м, который находится в центральном зале Дворца офицеров города Салоники. По всей Европе организовано свыше 50 персональных и смешанных выставок, в каждой из которых им сказано абсолютно новое слово в мире изобразительного искусства. Каждый год его стиль претерпевает необратимые и увлекательные изменения, все меньше поддаваясь описанию. Это художник, ломающий все возможные стереотипы о творческих людях.

Костас Ефимидис - образцовый муж и отец, сильная личность, преданная своей профессии. Его мастерская - своеобразный храм духовности, психоанализа и любви. Все здесь пропитано любовью и человечностью - картины, висящие на стенах, необыкновенно прикованные друг к другу взгляды Костаса и его супруги Марины, радужно встречающий всех гостей маленький пудель. К слову, главный критик, арт-директор и единственная вечная муза художника - его жена Марина, такая же творческая личность, просто решившая однажды раз и навсегда направить всю свою энергию на поддержание мужа и воспитание детей. Так и живут они уже 30 лет, находясь вместе 24 часа в сутки и чувствуя друг друга «спинным мозгом». В какой-то момент становится все равно с кем из них общаться, потому что перед вами абсолютный пример сросшихся раз и навсегда двух половинок единого целого. Таким совместным и получилось наше интервью.

Костас ЭфимидисКостас ЭфимидисКостас Эфимидис с супругой

- Костас, вы переехали в Грецию в 1993 году. Часто такие крутые перемены в жизни заставляют менять род деятельности, особенно если он связан с творчеством. Были ли у вас подробные трудности, желание занять себя чем-то более прагматичным, а творчество оставить на свободное время?

Костас: Мы переехали из-за сильного желания жить на исторической родине, а впоследствии безумно влюбились в эту страну, в ее природу и свободный дух. Думаю, эта атмосфера как раз и стала основной причиной моего успеха и бесконечным источником вдохновения. Как раз страна помогла реализоваться моему творческому потенциалу. Тут все дело в подходе - нельзя художнику ни в коем случае размениваться на что-то другое. Надеяться, что днем ты будешь работать где-то, а любимое дело оставишь на более позднее время, когда уже нет сил что-либо создавать. Творчество должно быть осмысленным. Я настроился никогда не бросать кисть и жизнь помогла мне в этом. По переезду, сразу познакомился с одним галеристом, так что у меня была возможность писать и продавать картины. Поначалу это были портреты, разнообразные частные заказы, а потом совершенно разные стили моего творчества «для души». Я понимал, что нужно много работать, и это как раз то, чего мне хотелось.

Марина: Впоследствии его студия стала местом собрания молодых художников, которым приходилось заниматься чем-то еще, чтобы выжить. Костас вдохновлял их своим упорством, многие решились оставить прагматичную работу и начали писать все свое время. Он всегда был предан своей работе, проводя почти круглые сутки в студии!

- Вы пишите в таких разных стилях. Можете одинаково талантливо создать картину в классическом и сюрреалистическом направлении, в то время как многие художники стремятся напротив создать «свой почерк». Какое направление вам ближе, в каком больше вас?

Костас: Я никогда не стремился «найти себя», и тем самым загнать в определенные рамки. Это как попытаться сыграть красивую мелодию, имея лишь пару нот. Пусть это сделает меня узнаваемым, но мне будет не интересно. С возрастом меняются взгляды, и это может и должно отражаться на творчестве. Думаю, на данный момент, мне ближе аналитическое искусство, где есть возможность раскрыть человеческую душу, хаотично реализовать поток идей, в котором каждый зритель находит что-то свое… Центральная тема - психологическое состояние человека, его внутреннее мироощущение, его взгляды, столкновение этих взглядов, внешнего и внутреннего мира. Это вы видите и на моем автопортрете. Я изобразил две пары глаз, которые не гармонируют между собой. В одном взгляде строгость и прагматизм, в другом вдумчивость и немного страха…я мог бы, конечно, еще парочку нарисовать…

Марина: В России особенно ценится такой психологизм. Эти работы очень нравятся московскому зрителю, который отличается своей критичностью. Выставка под названием «Состояния» в Центральном доме художника была безумно популярна. Организаторы и галеристы не могли выбрать работы для себя, художники выражали восхищение. Все отмечали новизну взгляда. Коллеги интересовались тем, как же он пишет углем и маслом - техникой, которую он сам разработал. Костас с удовольствием делился с ними секретами создания…

Костас ЭфимидисКостас ЭфимидисКостас Эфимидис

- Разве секреты для того, чтобы ими делиться?

Костас: Мне важно, чтобы искусство развивалось в разных направлениях, не важно кто поможет ему в этом. Важно не то КАК делается, важно, ЧТО делается. Пусть создается что-то, пусть каждый творческий человек делится своей осмысленностью, ведь мы все уникальны. Каждое творение нужно «пережить» внутри себя, обдумать. У меня есть работы, которые пишутся день, а есть и те, которые создаются в течении нескольких лет!

- Почему некоторым художникам удается создавать выставки и становиться успешными? Как понравиться зрителю?

Костас: Быть откровенным! Чтобы произведение было хорошим, нужно быть честным перед собой и оголиться, что может далеко не каждый человек, и не каждый художник.

- Что вас вдохновляет на подобную откровенность?

Костас: Все, что помогает погрузиться в себя. Литература, поэзия, духовные книги очень стимулируют. У меня есть графические картины, написанные под влиянием стихов Иосифа Бродского, произведений Флоренского.

Марина: Мы ездили на фестиваль греческой культуры, который был организован в Москве, и были раскуплены все эти графические работы, люди отмечали, что их можно «читать».

- Вы всегда знаете, что станет следующей темой в вашем творчестве?

Костас: Я живу сегодняшним днем и ценю, что у меня есть сейчас ничего заранее не программируя. Люблю спонтанность, в этом человек себя сознает, этот момент неожиданности ценю больше всего. У меня есть только намерения, к которым я отношусь спокойно и без суеты, а планы…Божьи всегда лучше, как ни крути!

Марина: Он пишет по наитию. Садится, и кисть как будто сама ведет его. Наверное, это самое сильное доказательство существования Бога.

- Вы правда чувствуете, что кто-то «ведет» вашу кисть?

Костас: Это то, что я переживал когда-то и может быть забыл…Я верю, что если картине суждено появиться, то приходит такой момент и она «рождается». Надо просто захотеть, создать намерение, забыть о нем, и неважно, когда оно воплотится. Это касается всего в жизни! Всем советую прислушиваться к своему организму…Если мне не нравится идея, то начинает болеть желудок, сколько бы я к ней не возвращался и не пытался взглянуть как-то иначе, если нравится - я чувствую, как радуется сердце. Очень полезно, заглядывать вглубь своего сердца, ведь оно все знает наперед…

Марина: С сердцем у нас особенные отношения. Костас научил меня как к нему прислушиваться, чтобы все, что ты собираешься сказать, получилось с любовью. Он научил меня самому важному - говорить сердцем…

Костас Эфимидис. Взгляд на войнуКостас Эфимидис. Скит святой Анны, святая гора Афон(масло ,холст)Костас Эфимидис. Каждый свой храм строит сам ... акрил ,холст

- Вопрос для гостей нашей страны. Художнику должны быть известны самые живописные ее уголки…Куда бы вы порекомендовали направиться?

Костас: В Греции можно ехать во все четыре стороны! Будь то полуостров Халкидики или Санторини - везде огромное пространство для творчества и много необыкновенной красоты…

Посмотреть многие из работ художника можно на его персональном сайте: www.efimidis.com,а еще лучше, зайти в гости в мастерскую по адресу: Василисис Олгас, 205, Салоники. Пожалуй, здесь каждый может найти «свою» картину, задать интересующие вопросы, и ближе познакомиться с талантливым человеком, чья судьба и творчество стали еще одним подтверждением духовной связи Греции и России.

А также почитайте:

Наталья Папуниду: Главным всегда должна быть победа! Наталья Папуниду: Главным всегда должна быть победа!

Наталья Папуниду - современный иконописец, бывшая стюардесса и неутомимый альпинист со стажем

Костас Асимис: «То, что мы каждый день просыпаемся, представляет собой большое чудо…» Костас Асимис: «То, что мы каждый день просыпаемся, представляет собой большое чудо…»

Костас Асимис - необыкновенный человек и фотограф, сделавший возможным любому