Георгий Дионисович Костакис - Русский авангард на Западе

Георгий Дионисович КостакисВ Государственном музее современного искусства, расположенного в городе Салоники на территории Мони Лазаристон (монастыре Лазаритов),находится прекрасная коллекция русских художников начала первой трети ХХ века, подаренная музею потомками известного греческого собирателя Георгия Дионисовича Костакиса, родившегося в Москве в 1912 году. Его коллекция русских художников-авангардистов насчитывала более 5.000 полотен, среди которых были картины Василия Кандинского, Марка Шагала, Владимира Татлина, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Александра Родченко, Казимира Малевича, Варвары Степановой,  Любви Поповой, Эля Лисицкого, а также менее известных художников - Ивана Клюна, Ольги Розановой и многих-многих других художников.

Надо отметить, что Костакис и сам занимался живописью. Так, в 1985 году он выставил свои работы в Афинах. В основном, это были «выдуманные» пейзажи, посвящённые российской природе.

Очень важен тот факт, что Государственный музей современного искусства в Салониках, созданный в 1997 году, практически был основан на основе работ русских художников-авангардистов - коллекции Костакиса, часть которой было куплено музеем у советского собирателя греческого происхождения. В настоящее время - это один значительных музеев в этой области искусства.

Само имя Георгия Дионисовича Костакиса неотделимо от русского искусства, а его коллекционерскую деятельность можно сравнить с такими коллекционерами начала XX века, как Третьяковы, Щукины и Морозовы. Основное отличие заключается в том, что объект собирательства Костакиса находился под идеологическим запретом.

При переезде в Грецию в 1977 году, он оставил большую часть своей коллекции в дар Третьяковской галерее.

Первая выставка картин из коллекции Костакиса была устроена вскоре после передачи картин для   участников музейного конгресса. По прошествии 20 лет в Европе и Америке устраивались десятки выставок из собрания Костакиса. Здесь необходимо заметить, что после этого уже ни одно крупное представление русского авангарда не обходилось без этой коллекции.  

Разделённая в своё время коллекция Костакиса была собрана воедино всего лишь один раз - на выставке в Афинах в 1995-1996 годах, по инициативе самой семьи Костакис и при поддержке греческого правительства. На выставках, прошедших в Германии, в Финляндии и в Москве, коллекция уже оказалась в далеко не полном составе.

Костакис начал свою собирательскую деятельность в тридцатые годы прошлого века с антиквариата. Потом он стал собирать произведения из старой голландской живописи, а также иконы (половина коллекции была им передана в Рублёвский музей). К авангарду Георгий Дионисович пришёл только в послевоенные годы. Первым его приобретением была картина, принадлежащая Ольге Розановой, - гениальной, рано умершей художницы.

Костакис и Фредерик СтарГеоргий Дионисович Костакис, Hamilton CollegeКостакис у себя дома

В то время, когда Костакис начал собирать русских авангардистов, авангард был белым пятном в истории русского искусства, а тем немногим, кто им интересовался, приходилось выступать в роли первооткрывателей.

К основоположникам русского авангардного искусства относятся  Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Что интересно, для Костакиса все художники русского авангарда стали близкими и дорогими друзьями, независимо от того, был ли он с ними знаком (как, например, с Шагалом или Гончаровой и Ларионовым) или нет.

По прошествии более 20 лет со дня смерти Георгия Дионисовича Костакиса можно уже с уверенностью сказать, что ему удалось сохранить большое количество произведений искусства, дав им новую, музейно-коллекционную жизнь, и открыть дорогу русскому авангарду на Запад. Здесь очень важно отметить, что известность этих произведений там - в те трудные времена - стала гарантией их сохранности в России!

Всем, кто знал Георгия Дионисовича, памятны посиделки и приёмы в его знаменитой квартире, которая находилась на проспекте Вернадского в Москве. Эти вечера всегда сопровождались игрой на гитаре самого хозяина и прекрасным пением его супруги Зинаиды. Дионисыч, как его называли друзья, был единственным источником финансовой помощи для некоторых молодых художников.

Умер Георгий Костакис в 1990 году, но его дочь - Алики Костаки - продолжила творческую деятельность отца, и сегодня она успешно выставляет свои произведения не только в Греции, но и в России.