«Вежливое Похищение» по-Элладски

Персефона. Похищение Елены

Похищение в Древней Эллинской Литературе зачастую носит эротический характер. Точнее, на определённом этапе понятия «ερωτικος» и «ποθωτικος» разделяются. Умерший не забирает с собою своё страстное желание, вожделение, а оставляет его под Луной. Оно становится достоянием живых. Наглядный пример того, что Любовь – бессмертна! Имя ушедшего в Иной Мир – на устах у близких и любимых, в их помыслах.

Таким же образом, исходя из принципа, что разлука – это маленькая смерть, душу влюблённого во время расставаний терзают видения, в которых главную роль исполняет объект его обожания. Грёзы и сны.

’Ερος, ’Υπνος и Θανατος – три крылатых Божества, чья общность заключается в умении похищать человеческую душу. Страсть, Сон и Смерть. Невзирая на физические или социальные особенности.

Персефону похищает Гадес. Парис – Елену Прекрасную.

Зевс, верша акт правосудия, лишает разума.

Некоторые источники сообщают, что на момент похищения Елене насчитывается 54 года. Но юный сластолюбец Парис – не обязательно безумец. Это лучезарная красота виновницы Троянской Войны не меркнет с течением времени.

В похищениях Елены и Персефоны смешаны воедино иллюзия и страсть. Причём, Бог Сна здесь могущественнее Танатоса. Сравниться с ним могут, разве что, ’Αρπυιες, ибо их семейное имя происходит от слова «похищать».

Если Гипнос даже краткую дрёму осеняет видением, то каково же оно, великое, у того, кто спит сном вечным?

Деметра в отчаянных поисках унесённой чёрной колесницей дочери, лишает землю своей плодородной силы. И лишь Богиня Непристойностей Баубо скабрезными шутками освобождает её от скорби.

В 1898 году в Приене, в устье Меандра, напротив Самоса, два немецких археолога находят множество маленьких, грубо вылепленных из глины, фигурок карикатурной Богини. Да, Баубо.

В 1977 году французский композитор Дидье Маруани создаёт тему «Вежливое Похищение». В 1992 – госпожа Кларисса П. Эстес из Штатов – книгу «WomenWhoRunWithWolves», а в 1994 – уже упоминаемый мною некогда французский же эссеист Паскаль Киньяр – свой «LeSexEtL’effroi». Все они пропитаны древнеэллинской эротикой, и я с уважением прибегаю к их веяниям в своей статье. Чувственность Средиземноморья влияет и на Запад, и на Восток. Подобно же тому эллины, занятые в турбизнесе, овладевают русским и английским языками для общения с Востоком и Западом.

Путеводители, вышедшие в свет в 2008 году, утверждают, что в Афинах XXI века никто не осудит мужчину, которому вздумается проявить нежность к своей спутнице, обнять или поцеловать её, посреди улицы. Что в гостинице возлюбленным не станут задавать ненужных вопросов, если они – например – не расписаны.

Вечная молодость Елены – это Эллада.