Новый год в Древней Греции

В наше время 1 января является в Греции праздничной датой не только потому, что это первый день Нового года, но и потому, что это День Святого Василия (Агиоса Василиоса), почитаемого греками за ум, доброту и щедрость по отношению к беднякам. Именно поэтому на новогоднем праздничном столе основное место принадлежит «василопите» - пирогу Святого Василия, с запеченной внутри монеткой на счастье - «флури». Конечно, раньше это была золотая монета, а сегодня - обычная или символическая монета с изображением какого-либо святого, завернутая в алюминиевую фольгу. Правда, очень часто большие компании на празднике разрезания новогоднего пирога («копи василопитас») кладут в неё именно золотую лиру, а те, кто обходится обычной монеткой, в качестве награды за неё дарит счастливчику определенную денежную сумму, иногда даже существенную.

Святой ВасилийВасилопитаМонетки на счастье - «флури»

По преданию, именно Святой Василий стал основоположником этой традиции, когда под Новый год раздал бедному люду всё своё имущество, запекая в испечённые хлебцы по одной золотой вещичке в дар для каждой семьи. Поэтому греческий народ в знак благодарности первый кусочек пирога отрезает на имя Святого, второй - для дома, а уже третий предназначается самому старшему члену семьи и так, по очереди, - до самого младшего. Незамужние девушки даже кладут свой кусочек пирога под подушку, чтоб увидеть во сне своего суженого.

А как же встречали Новый год в Древней Греции?

Оказывается в Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году - 22 июня.

Греческий год в то время делился на 12 лунных месяцев, которые включали в себя, поочередно, то 30, то 29 дней. В итоге лунный год насчитывал 354 дня, то есть он был на 11 дней меньше солнечного года. Чтобы убрать возникшую разницу, афиняне каждые 8 лет добавляли дни (до 30) в 3 месяц каждого третьего, пятого и восьмого года. Но, поскольку и этого было недостаточно, через каждые 16 лет они вводили ещё 3 дополнительных дня.

Интересно, что в Афинах, к примеру, год начинался в летнее солнцестояние (21 июня.); на острове Делос - в зимнее солнцестояние (21 декабря), а в Беотии и на острове Родос - осенью. Причём первоначально год у древних греков делился только на зиму и лето и, наверное, не случайно, потому что даже в современной Греции ярко выражены именно эти два времени года.

Уже позже древние греки стали делить год на зиму, лето и весну. И только потом появилась осень, наступавшая в эпоху завершения жаркого времени и сбора урожая, когда на небе светила звезда Арктур (Медведица).

Так часто проводимые реформы календаря дезорганизовывали весь распорядок праздников в течение года, поскольку религиозные обряды, связанные с определённым временем года, подчас не совпадали с соответствующими природными явлениями и процессами. Как раз об этом говорит Аристофан в своей комедии «Облака», где богиня Луны - Селена - выражает свое недовольство эллинами, которые так вольно обращаются с лунным календарём:

Сердится на вас богиня: вы обидели её.
Хоть не на словах - на деле помогает вам она.
Мало ль драхм вам каждый месяц сберегает лунный свет?

Возможно, в связи с этим каждый год в каждом греческом полисе назывался по имени стоящего в этом году у власти должностного лица. Так, древние греки говорили: в архонтство Каллиада, в архонтство Евфина, в архонство Херонда… Безусловно, для современного человека - это просто слова, для древних же греков это были три значимые даты: победа в битве при Саламине, начало Пелопонесской войны и Херонейское поражение. Вот так-то!

Древние греки понимали, что цепочка времени в последующие эпохи может выглядеть совсем иначе, поскольку никто никогда не знает, в какой исторический период живёт. Это могут определить только будущие поколения. Но вот определение времени по периоду правления того или иного должностного лица точно даст прожитому кусочку жизни право на память и незабвенность!

Древнегреческий СимпосийДревнегреческий тамада - симпосиархДревнегреческий Симпосий

Знаете ли вы, что:

  некоторые греческие историки вели летоисчисление по Олимпиадам;

₪ 
день для древних греков начинался с солнечного заката. После Александра Македонского они стали считать начало дня с восхода солнца;

  культура произносить тосты пришла к нам из Древней Греции. Она берёт своё начало от симпосий (пить вместе, в значении соместного пиршества), где за чашей разбавленного водой вина велись учёные беседы. Более того, были разработаны точные каноны, которые предусматривали правила поведения за столом, число приглашаемых к застолью и даже, кого звать за один стол и как рассадить гостей. А тосты «перелетали» от одного к другому, вызывая у присутствующих волны счастья и удовлетворения;

₪  первый тамада появился также в Древней Греции. Его называли симпосиархом (руководитель симпосия). На симпосиарха возлагалась ответственность за то, чтобы все гости остались довольными симпосиумом и чтобы беседы были содержательными. Кроме того, симпосиарх следил за тем, чтобы нежданно пришедшие гости не внесли раскола в компанию, но в то же время были приняты достойно.

По Плутарху, «симпосиарх должен знать по опыту - и лучше всего, о каждом из участников симпосия - как на них действует вино, кто сколько может выдержать несмешанного, кто в какую сторону подвержен уклонению от душевной уравновешенности». И не только - он должен был считаться с общими различиями природных и возрастных качеств всех присутствующих на симпосиуме, «дружелюбно относиться ко всем угощаемым и ни к одному не иметь какой-либо затаённой неприязни, ведь только при этом условии его распоряжения не будут никого удивлять, его беспристрастие не вызовет сомнений, шутки будут восприняты без обиды».