Базилика Святого Димитрия

История Храма

На северо-востоке от  амфитеатра древней Агоры города Салоники (Фессалоники), на руинах  городских бань римской эпохи, там, где в 303 году был заключён в темницу и замучен офицер римской армии - блаженный Димитрий, стоит храм, посвящённый памяти Святого великомученика Димитрия Мироточивого - покровителя города Салоники.

Согласно текстам «Мученичества св. Димитрия», Святой Димитрий был здесь же тайно захоронен.

В связи с тем, что «было засвидетельствовано много случаев исцеления в этом месте», христиане после 313 года построили здесь небольшой молитвенный дом. В середине V века епарх Иллирии Леонтий, в благодарность за исцеление от болезни с помощью Святого Димитрия, «выстроил досточтенный храм мученика» - трехнефную базилику. Тогда же был сооружён и киворий, считавшийся усыпальницей Святого. 

Примерно в 620 году базилика Леонтия сгорела. Сразу же после этого епископ города Салоники совместно с епархом Леонтием и при содействии горожан и чужестранцев восстановили храм в его первоначальном виде, сохранив оставшиеся элементы от предыдущего строения. Так была построена великолепная пятискатная  базилика с поперечным нефом, нартексом и ярусной комнатой.

Гробница Святого Димитрия в настоящее время находится в северо-западном углу храма. Предполагается, что она  стоит здесь ещё с раннехристианских времён. 

В 1423 году Салоники заняли венецианцы. От эпохи венецианского господства в храме осталась гробница салоникского вельможи Луки Спандуни, которая находится в северо-западной части центрального нефа, и относится к 1481 году, представляя собой типичный образец итальянского Возрождения.

В 1493 году, во время османского владычества, храм Святого Димитрия был превращён в мечеть, названную  Касымие Джами; мозаики и фрески были скрыты под штукатуркой. Почитание Святого Димитрия было ограничено северо-западной частью храма (сегодня это придел Святого Димитрия), куда из кивория был перенесён саркофаг Святого.

В 1907 г. стены храма были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства.

В 1912 году, после освобождения Салоник от турецкого господства, церковь была передана православному христианству, где по сей день свершается церковное богослужение.

Интерьер храма
Базилика Святого Димитрия, СалоникиХрам Святого Димитрия был отделан мрамором, мозаикой и фресками, но пожар 1917 года лишил его первоначального блеска. В настоящие дни в нартексе (притворе), в центральном нефе и на некоторых сводах колоннады локально сохранилась мраморная облицовка и разноцветная мраморная мозаика V и VII веков. Колонны и капители храма относятся как к первоначальной базилике V века, так и к древним городским постройкам. Мраморный иконостас, престол епископа с престолом алтаря, а также амвон представлены в своём первозданном виде.

В катастрофическом пожаре 6 августа 1917 года, опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик. Целиком сохранились южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта (поперечного нефа) и апсиды, а также большинство колонн и капителей и частично мраморная облицовка.

Современный вид храма является результатом восстановительных работ, с использованием древних фрагментов, которые были начаты в 30-х годах под руководством архитектора А. Захоса (1872-1939 гг.) и завершены в 1948 году. Сохранены все неповреждённые пожаром части и артефакты, относящиеся к этапам строительства V и VII века; остальные восстановлены в их первоначальном виде.

На западной стене центрального нефа и двух столбах  алтаря сохранены одиннадцать мозаичных композиций мемориального характера. Они датируются V, VII и IX веком.

К середине V века относятся композиции, принадлежащие еще старой базилике епарха Леонтия. Это «Подношение детей Святому Димитрию» и «Святой Димитрий с ангелом». К этому же периоду относятся мозаики северной колоннады, посвящённые Святому Димитрию и Панагии, которые были разрушены пожаром 1917 года. Сохранена только часть молящегося Святого Димитрия и павлин, выставленные в городском музее Византийской культуры.

Седьмому веку принадлежат мозаичные полотна на юго-западном столбе, изображающие Святого Димитрия с ктиторами, Святого Димитрия с одним священнослужителем, а также композиция с изображением Святого Сергия.

Композиции северо-западного столба представляют Святого Георгия с двумя детьми и молящегося Святого Димитрия, в то время как сюжет с Панагией вместе со Святым Феодором на том же столбе датируется IX  веком.

Композиция с изображением Святого Димитрия с четырьмя клириками на западной стороне центрального нефа принадлежит VII  веку. Мозаичные композиции с сюжетами мученичества и чудотворства Святого Димитрия украшали южный проход храма, так называемым, «ксилон» (то сделанным из дерева). 

В связи с полным уничтожением настенной росписи, украшавшей храм, до наших дней дошли только несколько сюжетов. Самый важный из них представлен в так называемой исторической фреске на южной стене, которая восходит к началу VIII  века и изображает, как видно, триумфальный въезд  Юстиниана II в Салоники в 688 году.

Крипта
КриптаПод  поперечным нефом храма находится крипта, то есть восточная часть римской бани, где в византийский период била ключом святая вода и святое миро св. Димитрия.

В наши дни крипта является музеем и хранит в себе археологические коллекции. Центром особого почтения Святого Димитрия  было центральное полукруглое пространство крипты с пятью конхами и тройной цистерной, где, согласно преданию,   «текущее целебное миро реки питало», то есть цистерны, в которые, в эпоху правления Палеологов, стекало чудодейственное миро Святого.

Вход для верующих был прямо с улицы, с восточной стороны храма.   При преобразовании церкви в мечеть, использование крипты было упразднено, а православным был сохранён доступ для поклонения  Святому Димитрию в северо-западной части храма.

Крипта была закопана, чтобы снова увидеть свет после пожара 1917 года. 

Придел Святого Евфимия

К югу от алтаря базилики Святого Димитрия в средневизантийский период была пристроена церковь Св. Евфимия. Речь идёт о маленькой трёхскатной базилике с приподнятым центральным нефом и архаичными чертами, которые позволяют отнести возведение церкви к концу IX - началу X века.

В 1303 году, как гласит ктиторская надпись на северном нефе, расположенная между двумя рядами настенной росписи, церковь была украшена фресками за счёт протостратора Михаила Главы Тарханьотиса и его супруги Марии. Художник заполнил настенную поверхность  двумя непрерывными рядами росписи в миниатюрной форме, где святые представлены во весь рост. Здесь представлены также и сцены из двунадесятых праздников, жизни и чудесах Иисуса. Сцены из жизни Святого Эфвимия украшают северную стену, в то время как житийные циклы занимают поверхность алтаря. 

Несмотря на сильные повреждения, настенная роспись донесла до нас дыхание Возрождения эпохи Палеологов. Объёмность образов, выразительные и динамичные телесные пропорции, техника написания портретов, напряжение и тревога, выраженные в глазах - всё говорит о том, что это работа кисти талантливого живописца такого уровня, как салоникский художник Мануил Панселинос (XIV век).

Города и курорты
Где остановиться?
Очистить карту