Рождество Христово

В православной Греции отсутствует понятие «новогодний отдых» или «новогодние каникулы», потому что преобладает другое - «Рождественские каникулы», «Рождественский отдых». И это не случайно, потому что, в отличие от единоверной России, в Греции сначала отмечается Рождество Христово (25 декабря), а потом - Новый год и Крещение (7 января).

Все дело в том, что Греция с начала ХХ века следует новому стилю летоисчисления - так называемому григорианскому календарю, введенному 24 февраля 1582 года, в то время, как Россия осталась последовательницей старого стиля, то есть летоисчисления, введенного еще при Юлии Цезаре (46 г. до н.э.), когда Христос еще не родился. От юлианского календаря перешли к григорианскому по религиозным причинам - с целью одновременного празднования праздника Пасхи всеми христианами, которая должна была праздноваться только в воскресенье. В общей сложности, юлианский календарь на 13 дней позже григорианского, поэтому в Греции сначала отмечается Рождество Христово и потом уже Новый год.

Как бы то ни было, уже с ноября месяца витрины магазинов приобретают праздничный вид, города и села встречают долгожданное Рождество и Новый год обилием гирлянд и богатой иллюминацией улиц, уже не говоря о домохозяйках, которые небольшими «рождественскими» штрихами меняют до неузнаваемости свои дома. Надо отметить, что в Греции, наряду с внутренним новогодним убранством, широко распространено внешнее световое оформление, когда каждый балкон, каждый двор выглядит ярким, красочным, не похожим на другие. Все это разнообразие света и красок вносит свою лепту в праздничную атмосферу радости встречи Христа, а затем уже и Нового года.

У греческого народа по традиции под Рождество принято наряжать кораблик и не только потому, что жизнь страны непосредственно связана с морем, а ещё и потому, что у христиан, «ловцов человеков», корабль - это символ счастья, безмятежной и блаженной жизни! Поэтому в городах и селах, на центральных и муниципальных площадях можно увидеть не только нарядную елочку, но и кораблик, несущийся на всех парусах.

В последнее время очень популярными стали искусственные ёлочки и, особенно, со светооптическим волокном.

Как известно, обычай рождественской ёлочки пришёл из VIII века, с лёгкой руки Святого Бонифация. Некоторые источники сообщают об одном необычном событии, якобы имевшем место на севере Гессена, близ Гайсмара: неподалёку от пограничного укрепления франков стояло священное для германцев-язычников дерево - Дуб Донара (Дуб Тора). Святой Бонифаций, пытавшийся обратить группу друидов в христианство, никак не мог уверить их в том, что дуб не является ни священным деревом, ни непобедимым. В отчаянии он срубил его. При падении дуб раздавил всё на своём пути, кроме одного вечнозелёного деревца - ели. Бонифаций провозгласил это чудом, а затем объявил, что ель принадлежит младенцу Христу, поскольку вечнозелёное дерево символизирует вечную жизнь: его зелень никогда не покидает ветви, поэтому считается, что вечнозелёные растения имеют власть над смертью и разрушением.

В Грецию обычай Рождественской ёлки пришёл в 1833 году, когда во дворце греческого короля Оттона в Навплионе, бывшем в то время столицей Греции, была наряжена первая в стране Рождественская ель.

Первый человек, занявшийся торговлей рождественских деревьев, был американец Марк Кар, продавший в 1851 году в Нью-Йорке ели, срубленные им в Пенсильвании. Возможно, одно из таких деревьев и купил в своё время Эдвард Джонсон, нарядив впервые в истории свою ёлочку электрическими лампочками. Вскоре к украшению ёлочки добавилось и украшение ясель («фатни»), в которых родился Христос. Здесь надо отметить, что установление ясель, символизирующих хлев в Вифлееме, является одним из важных атрибутов, украшающих праздничные площади Греции, которые все эти дни становятся средоточием скопления жителей городов. И это не спроста: крупные площади больших городов превращаются в настоящую зимнюю сказку, начиная от «возведенных» сказочных городов, каруселей, аттракционов и заканчивая катком на открытом воздухе. Здесь можно хорошо провести время всей семьей: малышам покататься на пони или даже верблюжонке, помимо полученного наслаждения ярким зрелищным праздничным декором; те, кто чуть постарше, могут покататься на коньках, поесть поп-корн и сладкой ваты или жареных каштанов, а молодежь может посидеть после гуляния и активного шопинга в одной из многочисленных прилегающих кафетерий, причем даже на улице, благодаря многочисленным «газовым грибам» - уличным инфракрасным обогревателям.

Накануне Рождества, ранним утром, дети (обычно до 15 лет) начинают петь каланда (то есть колядовать), обходя всех родных, соседей и знакомых. Для них это большая радость, поэтому они уже заранее подготавливают свои «тригона» (музыкальные треугольники) и договариваются о компании, с кем пойдут вместе колядовать. Чистый звон детского инструмента оповещает всю округу о приходе великого христианского праздника - о Рождестве Христа, а звон металлической палочки разгоняет злые силы. Приход колядующих, как считается, очень благотворно влияет на дом и его владельцев, которые стараются одарить малышей: кто сладким, кто фруктами, а кто мелочью.

На Рождество обычно поют «Тригона Каланда» (Chingo Bells) и «Καλήνεσπέραν» («Вечер добрый, волхвы») - песню, которая, по сути, рассказывает всю историю рождения Христа.

Вечером все собираются в церкви на праздничную Божественную литургию. По возвращении домой можно рассмотреть подарки, потому что греки, в основном, дарят подарки именно на Рождество, и испробовать запеченной по традиции фаршированной индейки (или другой птицы), отметив Рождество Христа. И так всё 25 декабря будет заполнено музыкой, песнями, танцами: греки жарят и парят на мангалах где угодно - на крыше домов, во дворах, на балконах, прямо на улицах... И веселятся также!

Очень интересной традицией, сохранившейся ещё со времён Древней Греции и вновь возродившейся в последнее время во многих местах Греции являются сценки, разыгрываемые прямо на улице города, Момогерами - от древнегреческого «момос» и «герос», то есть, что в переводе означает «старый насмешник».

По сути, это театральное представление, восходящее своими корнями к греческому традиционному театральному искусству древней эпохи, имевшее изначально обрядовое и культовое значение. На Понте, в период Византийской империи, в эти представления были добавлены элементы христианских традиций и народные обычаи средневековой Византии.

Во время Османского ига разыгрываемое представление приобрело сатирический характер, высмеивая распущенность и деспотичность турецких властителей.

Представления Момогеров на Понте проходили во временном промежутке от Рождества до Крещения, то есть в «неосвящённые дни». В связи с этим, несмотря на то, что эта традиция возникла ещё в дохристианскую эпоху, она получила благоволение православной церкви и поэтому сохранилась до наших дней. В прошлом Момогери обходили дом за домом, собирая деньги в пользу своих школ, церквей и неимущих семей.

Каждый герой спектакля, согласно народной традиции, имеет конкретный символ: так, например, врач символизирует собой здоровье, судья - защиту, пожилая женщина - прошлое, а вот невеста - это всегда будущее!

Праздничный ужин в Рождественскую или Новогоднюю ночь, то есть ревейон, не все греки проводят дома. Многие из них идут в таверны, рестораны, в музыкально-развлекательные центры («Бузуки»), или же выезжают в другое место, в пределах страны. Для этого существует всегда очень много спецпредложений. Практичные греки загодя продумывают свой отдых, бронируя заранее места, чтобы не оказаться в последнюю минуту у разбитого корыта. Праздничный ревейон в заснеженных районах страны или на горнолыжных курортах - альтернативный вариант Рождественского отдыха.